Зощенко биография для детей начальных классов кратко, детство михаила михайловича

Депрессия

Его друг Корней Чуковский говорил, что Миша должен быть самым счастливым человеком на земле, ведь у него есть всё – красота и молодость, слава, талант и деньги. Но вместо этого писателя съедала такая депрессия, что он не мог взяться за перо и избегал любого общения с людьми. Зощенко по две недели не выходил из дома, не брился, сидел в своей комнате и молчал.

Дошло до того, что в 1926 году он обратился к психиатру. Михаил жаловался, что от тоски не может кушать, а от раздражительности спать, ему мешало всё – звонок трамвая на улице, капание воды из крана. Доктор осмотрел пациента и посоветовал ему каждый раз перед сном или приёмом пищи читать небольшие юмористические рассказы, например, такого автора, как Зощенко. Больной грустно ответил, что он и есть тот самый автор Зощенко.

Не получив никакой квалифицированной помощи, он взялся за книги русского академика Павлова и немецкого психоаналитика Фрейда, пытаясь вылечиться самостоятельно. Михаил старался разгадать причины своей тоски и депрессии.

Он анализировал всю жизнь, вспоминал каждый случай, который мог бы спровоцировать теперешнюю хандру:

  • В памяти вставали моменты, когда мать отучала его, двухлетнего мальчика, от груди, намазывая её горькой хиной.
  • В трёхлетнем возрасте местный врач делал ему операцию без наркоза. Миша тогда порезался, но безобидная ранка стала гноиться, что могло привести к заражению крови. Он отчётливо помнил, как блестящий скальпель рассекал его плоть.
  • Будучи шестилетним ребёнком, он стал свидетелем того, как в придорожной канаве утонул соседский юноша.
  • Вспомнил безуспешные хлопоты матери о пенсии, когда они остались нищими после смерти отца, с той поры его всегда преследовал страх перед бедностью.
  • Перед глазами вставала картина, когда на войне после жуткого отравления газами он очнулся и увидел вокруг мёртвых сослуживцев и даже попадавших замертво с деревьев птиц.

Собрав воедино все причины, разгадав свои страшные сны и разобравшись с психикой, он почти избавился от болезни. Михаил почувствовал себя здоровым, стал хорошо кушать и спать, вернулся к жене. Обновлённый и счастливый писатель захотел поделиться с читателями, как он обрёл истину и пришёл к спасению своей души. Зощенко задумал большой автобиографический роман «Перед восходом солнца». Но вскоре началась Великая Отечественная война.

Литературная деятельность

Творческая биография Михаила Михайловича Зощенко началась еще в детские годы. В восемь лет уже писал стихи. Немного позже он начал сочинять рассказы. В тринадцать лет он написал рассказ «Пальто». Затем последовали другие его детские произведения: «Калоши и мороженое», «Глупая история», «Елка», «Великие путешественники». В них отразились впечатления ребенка о семейных неурядицах и его детские воспоминания.

Трудовая деятельность, которую он вел после окончания гимназии, также позднее была отражена в его произведениях. В 1919 году Михаил Зощенко начал посещать литературную студию, которой руководил Корней Чуковский. Она была открыта при издательстве «Всемирная литература». Корней Чуковский, прочитав рассказы Зощенко, высоко оценил его литературный талант.

В этой студии Михаил Зощенко познакомился с Всеволодом Ивановым, Вениамином Кавериным и другими писателями, которые в начале 1920 года объединились в литературную группу «Серапионовы братья». Они пропагандировали освободить творчество от политики.

В это же время публикация первых произведений Михаила Зощенко сделала его популярным. Фразы из его юмористических рассказов стали крылатыми. Начиная с 1922 года, в течение 24 лет его книги переиздавались более ста раз. Его рассказы, такие как «История болезни», «Баня», «Беда», «Аристократка» и другие, полюбились читателям. Высоко оценил творчество Зощенко и писатель Максим Горький.

В своих произведениях Михаил Михайлович всегда ведет повествование от лица героя, давая возможность читателям лучше понять поступки персонажей.

Но не все произведения Зощенко понравились широкому кругу людей. Его юмористические рассказы очень популярны, чего нельзя сказать о серьезной прозе. Книга «Письма к писателю», выпущенная в 1929 году, не нашла отклика у широких масс. Более того, она вызвала возмущение читателей и негативную реакцию властей. Режиссера Мейерхольда даже заставили убрать из репертуара театра пьесу Зощенко «Уважаемый товарищ».

Такое отношение к его творчеству заставило Михаила Михайловича страдать, у него началась депрессия. Она усилилась после поездки на строительство Беломорканала. Власти специально в 1930 году организовали для литераторов это путешествие, чтобы они отобразили в своих произведения перевоспитание «преступных элементов» (как известно, канал строили заключенные).

Но впечатления у Зощенко от поездки были угнетающие. Он написал произведение совсем другого направления, чем желали власти. Своими мрачными впечатлениями он поделился в повести «История одной жизни», которая была издана в 1934 году.

Чтобы как-то покончить со своей депрессией, прозаик написал повесть «Возвращенная молодость», которая вызвала интерес у читателей.

Вдохновленный Зощенко уже на следующий год издал сборник рассказов «Голубая книга», где показаны человеческие отношения, которые он исследовал. Если простые люди продолжали зачитываться рассказами Зощенко, то партия заклеймила писателя. Ему запретили издавать любые произведения.

Тогда он начал писать для детей. Эти рассказы публиковались в журналах «Чиж» и «Еж».

Проблема равенства или «уравниловки»?

Центра культурных коллизий «Монтера», как пишет Жолковский, составляет проблема равенства. Однако близким к понятию «равенство» оказывается слово «уравниловка». Несмотря на то, что основная установка социализма исходит из того, что все люди равны, все же на деле в обществе постоянно точится спор о том, кто важней и главней. В рассказе читатель видит несколько ролей – актера (тенора), режиссера, монтера. Логика сценического, театрального мира такова, что нет главной и второстепенной закулисной роли, ведь каждый человек просто делает свою работу. Каждый элемент системы нужен, чтобы эта система в принципе функционировала.

По итогам произведения становится ясно, что роль монтера не менее важна, чем роль тенора. Зощенко словно намекает читателю: «маленькие люди» – шестеренки, на исправность которых надеется весь механизм. Незаметные фигуры, «технический персонал» заслуживает уважение, так как тоже обладает достоинством, поэтому писатель призывает «прекратить хамство» и взаимные оскорбления. Однако Жолковский считает, что проблема равенства и уравниловки не может расцениваться полноценной моралью «Монтера».

Зощенко пользуется специфическими приемами, чтобы подчеркнуть амбивалентность рассматриваемых в тексте идей. Например, читателю точно не сообщается, где происходит действие рассказа:

Дело произошло в Саратове или Симбирске, одним словом, где-то недалеко от Туркестана…

Тонкости интертекста

Для Зощенко, таким образом, оказываются несущественными социокультурные, стилистические, а также экзистенциальные проблемы, которые, тем не менее, все равно поднимаются в тексте «Монтера». Конфликт, который мы могли бы назвать центральным, разворачивается – неожиданно – через образы девушек, которые просят монтера провести их на удобные места. Девицы становятся словно увеличительным стеклом, которое помогает увидеть настоящие проблемы.

Первая тема – это самолюбие театрального плотника. Монтер изначально оскорблен подчеркнутой иерархией мест, возвышенной ролью режиссера и тенора

Поэтому ситуацию с девушками монтер использует для того, чтобы подчеркнуть собственную важность. При этом героя все равно унижают, однако, теперь не из-за ремесленнической работы монтера, а из-за внимания барышень

То есть Жолковский пишет, что унижение «по любовной линии» сильнее, чем задетое достоинство в контексте рабочих обязанностей. Этими обязанностями монтер и пренебрегает, чтобы продемонстрировать глубину обиды.

Образ публичного унижения монтера

Оскорбление героя рассказа представлено, благодаря коллективному характеру этого действа. Унижение монтера – ситуация публичная, а потому особенно болезненная. При этом конфликт накаляется через втягивание в ссору посторонних персонажей, не принадлежащих к служащим театра.

Зощенко использует характерный для творчества писателя прием, который критики назвали «театром в театре». Для этой цели – чтобы изобразить спектакль внутри произведений – литератор применяет словесные, живописные, а также театральные инструменты. Читатель обязательно заметит специфический язык Зощенко: рассказ пестрит грубыми словами, просторечиями, фрагментарными, обрывочными фразами и т. д. Элементы «театра в театре» постоянно перекликаются с теми событиями, которые происходят в реальности. Зощенко вспоминает картины и содержание некоторых опер, которые помогают раскрыть идеи «Монтера». Так, например, писатель пишет о полотнах «Не пущу» и «Актер», об опере «Руслан и Людмила», о музыке композитора Глинки, а дирижере Кацмане и т. д. При этом, история «Руслана и Людмилы» оказывается словно вписанной в рамки конфликта тенора и монтера: создается ощущение, что основные события рассказа на самом деле – только предлог, чтобы поговорить о чем-то большем.

Снова гонения

Двери перед Зощенко открылись только после смерти Сталина. В июне 1953 года его снова приняли в Союз писателей как автора и переводчика. А в мае 1954-го вместе с Анной Ахматовой пригласили в Дом писателя на встречу со студентами из Англии. Иностранные гости не особо разбирались в советской действительности и решили, что тех, кого партия заклеймила громкими и позорными словами, давно уже не должно быть в живых. Они настойчиво просили показать им могилы свободолюбивых Михаила Зощенко и Анны Ахматовой. Но им показали светил литературы живыми!

И тут Михаил Михайлович совершил роковую ошибку. На вопрос о том, что он думает о постановлении ЦК, отлучившем его от мира литературы, писатель ответил, что с оскорблениями в свой адрес согласиться не может. Англичане ему аплодировали. А власть снова начала травить.

Статья по теме

Сделали ли советские диссиденты что-то полезное для граждан?

Ещё пять лет прошли в нищете. Зощенко жил отшельником на даче. Пенсию ему назначили только в 1958 году после упорных хлопот по инстанциям.

Но к литературной жизни он больше не вернулся. Советская власть, принявшая сатиру Зощенко на свой счёт, гонения и депрессия победили писателя. Он умер 22 июля 1958 года от острой сердечной недостаточности, ночью. Перед восходом солнца. Похоронить классика на «Литераторских мостках» Волковского кладбища запретили.

КСТАТИ

С осени 1915 года Зощенко воевал на фронтах Первой мировой войны. В 21 год, в ноябре 1915 года, получил первое ранение и первого «Святого Станислава» — третьей степени. Потом были другие награды, чудесное исцеление от тяжелейшего отравления, возвращение на фронт.

Результатом пережитой им газовой атаки стали порок сердца и мучительные приступы, преследовавшие писателя всю жизнь.

На фронт Великой Отечественной ему не удалось попасть. «К военной службе не годен» — такой отказ Зощенко получил в военкомате. Остался в Ленинграде и вместе со своим сыном дежурил на крыше дома в противопожарной команде. Его писательский талант пригодился в агитационном деле: антифашистские фельетоны в газетах и на радио имели большой успех. А в сентябре 1941 года Зощенко в приказном порядке эвакуировали сначала в Москву, а после в Алма-Ату.


Двуликий Салтыков-Щедрин. Как образцовый чиновник стал образцом сатирика
Подробнее

В ТЕМУ

Память о себе Михаил Зощенко начал оставлять с раннего детства

В пять лет он принял участие в очень важном и ответственном деле — строительстве музея Суворова! Его отец выкладывал мозаичную картину на фасаде, изображающую отъезд полководца из села Кончанского

«В левом углу картины имеется зелёная ёлочка. Нижнюю ветку этой ёлочки сделал я. Она получилась кривая, но папа был доволен моей работой», — так описал свой зодческий труд сам Михаил Зощенко.

Новые публикации

С любовью к Шотландии и России: «Каледонский клуб» в Москве и его миссия 14.12.2022

Шотландский культурный центр «Каледонский клуб» 24 декабря празднует своё 28-летие. Основная цель клуба – развитие культурных связей между Россией и Шотландией. О работе клуба за эти годы рассказывает основатель и бессменный лидер объединения Виталий Миронов.

Достоевский на всех континентах 14.12.2022

Документальный фильм «Достоевский межконтинентальный», снятый к 200-летию русского классика объединённой редакцией TV BRICS, завоевал два приза кинофестиваля в ЮАР. Это далеко не первые международные награды картины, рассказывающей о восприятии творчества Достоевского на разных континентах. Интервью для фильма записали учёные, режиссёры, музейщики и простые читатели.

«Это было что-то, чего мы, поляки, до сих пор не пережили». Умер первый польский космонавт Мирослав Гермашевский 13.12.2022

Накануне, 12 декабря, умер первый – и единственный – поляк, побывавший в космосе,  – Мирослав Гермашевский. Нынешняя Польша, полностью отрицающая своё советское наследие, вряд ли отдаст ему последние почести, а вот в России о нём не забыли.

Знай русский! Вследствие, в следствие или в следствии? 13.12.2022

В продолжение темы производных предлогов поговорим ещё об одном коварном слове – вследствие.

Что происходит с русским языком в Армении? 12.12.2022

Недавно экспедиция Русского географического общества вернулась из Армении, где изучала положение русского населения. Одной из тем полевого исследования стало положение русского языка в республике. Как оказалось, русским владеют около 80 % населения, на русском издаются газеты, художественная и профессиональная литература.

Николай Масалов – советский воин-освободитель с немецкой девочкой на руках 12.12.2022

В центре Берлина, в Трептов-парке, стоит, наверное, самый знаменитый памятник советскому воину-победителю. Бронзовая скульптура изображает советского солдата: в правой руке он держит меч, которым разрубает фашистскую свастику, а левой бережно прижимает к груди маленькую немецкую девочку. Прообразом памятника стал Николай Масалов, спасший ребёнка во время боёв за Берлин. В эти дни ему исполнилось бы 100 лет.

«Русского омбудсмена» Эстонии Сергея Середенко судят за инакомыслие 12.12.2022

В минувшую пятницу, 9 декабря, в Таллинском окружном суде рассматривали жалобу осуждённого «за антигосударственную деятельность» правозащитника Сергея Середенко, приговорённого 22 сентября судом первой инстанции к пяти с половиной годам тюрьмы.

Нескучный русский. Баранки – обваранки, конфеты, монпансье… 09.12.2022

«Конфетки, бараночки, словно лебеди саночки…» – поётся в популярной песенке, рисующей в симпатичных деталях зимний день. Выпить после прогулки на морозе горячего чаю с ароматной выпечкой или вприкуску с сахарной конфеткой – особое удовольствие. А если ещё и сдобрить трапезу рассказом об этимологии угощения, вкуснее станет вдвойне.

Краткая биография

С началом Первой мировой войны в 1914 г. Михаил поступил в Павловское военное училище, затем прошёл ускоренные военные курсы и феврале 1915 г. попал на фронт в звании прапорщика.
В ноябре 1915 г. Зощенко был ранен осколком в ногу.
За время военной службы молодой писатель был награждён 4-мя орденами за отвагу и представлен к званию капитана.
В июле 1916 г. во время атаки немцев Михаил Зощенко получил отравление газами, в результате чего попал в госпиталь. После лечения он был отправлен в запас, но решил вернуться на фронт.
В феврале 1917 г. из-за обострившейся болезни сердца вынужден был отчислиться в резерв и вернуться в Петроград. Там он работал комендантом почтовой и телеграфной службы.
Летом 1917 г. писатель был направлен в Архангельск. Работал там сначала адъютантом дружины, а затем секретарём полкового суда.
Зощенко перепробовал много разных профессий – от милиционера до инструктора по кролиководству. В 1919 г. добровольцем отправился в Красную армию, но после случившегося сердечного приступа был освобождён от службы.
До 1922 г. Михаил снова сменил несколько мест, успел поработать сапожником, делопроизводителем, столяром и т.д. Начал посещать литературную студию под руководством Корнея Чуковского, и представил там несколько своих рассказов, которые были приняты с восторгом.
В 1921 г. Зощенко примкнул к литературной группе «Серапионовы братья». Год спустя в изданном группой альманахе был напечатан первый рассказ писателя

На него обратили внимание читатели и именитые литераторы.
В том же году вышел первый сборник сатирических рассказов Зощенко, принёсших автору известность.
В 20-30-е гг. было опубликовано множество произведений писателя, он стал невероятно популярным, встречался с читателями на творческих вечерах, ездил по всей стране.
В 1933 г

в журнале «Звезда» вышла научно-художественная повесть автора «Возвращённая молодость». С помощью этой книги Зощенко пытался справиться с одолевавшими его приступами депрессии и паническими атаками.
В 1934-35 гг. был издан сборник сатирических новелл «Голубая книга».
В конце 30-х годов писатель создал серию детских рассказов, которые вошли в сборник «Лёля и Минька».
В 1939 г. Зощенко был награждён Орденом Трудового Красного Знамени за вклад в развитие литературы.
Во время Великой Отечественной войны Михаил Михайлович, негодный по состоянию здоровья к военной службе, вместе с сыном вступил в ленинградскую противопожарную дружину. По ночам они дежурили на крышах домов. Также Зощенко писал антифашисткие фельетоны для газет и журналов.
В сентябре 1941 г. писатель с семьёй был эвакуирован в Алма-Ату. С собой он взял черновики рукописи «Перед восходом солнца». В эвакуации работал в сценарном отделе «Мосфильма».
В 1943 г. Зощенко приехал в Москву, работал редактором в журнале.
В августе 1943 г. в журнале «Октябрь» были опубликованы первые главы повести «Перед восходом солнца». Это произведение стало роковым для автора. Оно было крайне негативно принято советскими руководителями, публикация следующих глав была запрещена, а на самого автора накинулись критики.
За следующие 2 года писатель создал несколько комедий для театров. Одной из самых успешных постановок стала комедия «Парусиновый портфель».
В 1946 г. на Зощенко обрушилось несколько ударов. Сначала вышло постановление с жёсткой критикой журналов за предоставление Зощенко «литературной трибуны». Затем последовал доклад секретаря ЦК ВКП(б) А. Жданова с оскорбительной оценкой творчества писателя. После этого Михаил Михайлович был исключён из Союза писателей, его перестали печатать и даже упоминания о нём были под запретом.
До 1953 г., чтобы выжить, писатель занимался переводами и подрабатывал сапожником.
После смерти Сталина литератора восстановили в Союзе писателей.
В 1954 г., после организованной встречи с английскими студентами, Зощенко опять начинают травить за «неправильные» слова.
К этому времени на писателя вновь напала депрессия, и его здоровье резко ухудшилось. Михаил Михайлович уехал на дачу в Сестрорецк, где провёл свои последние годы.
Весной 1958 г. у писателя произошёл спазм сосудов мозга в результате никотинового отравления. После этого он перестал узнавать близких, стал говорить с трудом.
07.1958 Михаил Михайлович Зощенко скончался. Причиной смерти стала острая сердечная недостаточность. Ему было 63 года. Хоронить писателя в Ленинграде не разрешили власти, поэтому его могила находится на городском сестрорецком кладбище.

К осуществлению мечты

Окончив гимназию, Зощенко намеревается стать юристом и даже поступает в Петербургский университет. Но, будучи отчислен за «невзнос платы», становится юнкером Павловского военного училища. Началась война и он, ещё совсем мальчишка, после прохождения ускоренных курсов произведённый в прапорщики, направляется младшим офицером пулемётной роты в Кавказскую гренадёрскую дивизию. Судя по пяти орденам и присвоенному уже через год званию штабс-капитана, он был не робкого десятка. Но продолжению военной карьеры помешало слабое здоровье.

Иприт усугубил унаследованную от отца болезнь сердца. Кабинетную службу коменданта Петроградского почтамта и телеграфа сменяет адъютантская должность в Архангельске, где Зощенко даже избирают секретарём полкового суда. Именно там ему предлагают покинуть Россию вместе с французским экспедиционным корпусом. Но судьба эмигранта его не прельщает. Петроград, добровольное вступление в Красную армию, бои под Нарвой, сердечный приступ и окончательное признание его негодности к военной службе. Таковы этапы жизни М.М. Зощенко перед тем, как он начинает осуществлять свою давнюю мечту: стать писателем.

Литературная деятельность

Летом 1919 года, когда ещё работал агентом в уголовном розыске, Зощенко стал захаживать в литературную студию. Он не делал громких заявлений, что хочет стать писателем, просто тихонько сидел в углу, в дискуссиях не участвовал, свои сочинения показывать стеснялся. Его даже прозвали «чудак-милиционер». Но когда он всё-таки решился прочитать свой рассказ, аудитория хохотала. Руководивший студией Корней Чуковский ознакомился с другими работами Зощенко и определил у него явный талант к литературе.

Постепенно в студии Михаил познакомился со многими писателями того времени. В 1921 году он стал членом литературного сообщества «Серапионовы братья». В следующем 1922 году «серапионы» выпустили свой первый альманах, в котором был напечатан и рассказ Зощенко

Публикации сразу же привлекли внимание к молодому писателю. Дружбу с «Серапионовыми братьями» вёл Максим Горький, он стал тщательно следить за творчеством Михаила и всячески покровительствовать ему. Сочинения Зощенко регулярно стали печатать в юмористических изданиях:

Сочинения Зощенко регулярно стали печатать в юмористических изданиях:

  • «Бегемот»;
  • «Мухомор»;
  • «Смехач»;
  • «Ревизор»;
  • «Чудак»;
  • «Бузотёр».

На одном дыхании люди из разных слоёв общества читали его рассказы, повести и фельетоны:

  • «Аристократка»;
  • «Чёрный принц»;
  • «Спешное дело»;
  • «Беда»;
  • «Возмездие»;
  • «Стакан»;
  • «Баня»;
  • «Брак по расчёту»;
  • «Керенский»;
  • «История болезни».

Популярность Михаила росла стремительно, а фразы из юмористических рассказов становились крылатыми среди народа. Его писательский расцвет пришёлся на период 1920-1930-х годов. Зощенко много ездил по стране с выступлениями, его произведения переиздавались большими тиражами, вышло собрание сочинений в шести томах. В 1939 году за свои творческие достижения писатель был удостоен Ордена Трудового Красного Знамени.

Много сочинял автор и для детей. Первые рассказы публиковались в детских журналах «Чиж» и «Ёж» – «Бабушкин подарок», «Ёлка», «Умные животные». Потом вышли целые сборники произведений для маленьких читателей – «Лёля и Минька», «Самое главное». В 1940 году была издана его детская книга «Рассказы о Ленине».

Зощенко. Биография и творчество

Почетное место в ряду всемирно известных классиков русской литературы занимает имя Михаила Михайловича Зощенко. Кроме этого, он был известен как талантливый сценарист, драматург и переводчик. Ни один читающий человек не мог обойти стороной его рассказы, в которых особое место занимает юмор.

Местом рождения М. М. Зощенко является город Санкт-Петербург. Он был третьим по счету ребенком в семье. Появление мальчика осчастливило семью известного художника – Михаила Ивановича Зощенко и его супруги – домохозяйки – Елены Осиповны Зощенко в 1894 году.

С 1903 года Михаил пребывал в стенах гимназии № 8. Он не отличался отличными знаниями гуманитарных предметов. Получив низший бал за сочинение на выпускном экзамене, он не смог справиться с эмоциями и попытался покончить жизнь самоубийством в знак протеста. Благодаря стараниям врачей его жизнь была спасена.

Позже, не отучившись и год, Михаил был отчислен из Императорского университета за отсутствие средств за обучение. Самое трудное время для семьи наступило тогда, когда скончался его отец. После этого молодой человек вынужден был выйти на работу. Его приняли контролером на кавказской железной дороге. Но через год Зощенко был уже на фронте. Там его ожидали и награды, и ранение, и нескончаемые бои, где он проявил настоящее мужество. В 1917 году будущего писателя направили в резервный состав, так как состояние здоровья не позволяло служить дальше.

Путь к славе на литературном поприще не был целенаправленным. После участия в боевых действиях Михаил Зощенко испытал себя в разных сферах деятельности. Несколько месяцев он занимал должность коменданта в Петербурге, был адъютантом дружины, секретарем полкового суда в Архангельске. Работая инструктором в сфере подсобного хозяйства, он набрал опыт в Смоленской области. А после неудачного возвращения в армию стал работать телефонистом. После возвращения в Петербург освоил сапожное дело.

Написанию небольших рассказов Зощенко посвящал свое свободное время. Однако он никогда не заявлял о себе как о писателе, скромно отмалчиваясь в уголке на литературных вечерах.

Занимая должность в уголовном розыске, однажды он решился озвучить одно из своих произведений в кругу любителей литературы

Особое внимание на него обратил К. Чуковский, который возглавлял в это время литературную студию. Его сочинения вошли в известные в то время сборники: «Чудак», «Ревизор» и другие

Его сочинения вошли в известные в то время сборники: «Чудак», «Ревизор» и другие.

«Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова» – стали первой его книгой, изданной в 1922 году. К середине 20-х годов его слава пошла по всей Советской России. Последующие годы он занимался работой в газете, журналах, а также его привлекала театральная деятельность.

Внешне семейная жизнь писателя сложилась удачно. От брака с Верой Кербиц-Кербицкой родился сын. Однако его сердце всегда принадлежало другой женщине – Чаловой Лидии, которую он не мог забыть до самой смерти.

1958 год – дата смерти всемирно известного писателя-сатирика. Похоронен он в городе Сестрорецке.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Первый успех

Корней Чуковский, опекавший молодёжь, был свидетелем того, как Зощенко становился самим собой. Давалось это нелегко. В дружной компании он стал более общителен, но и в то время бывали дни, когда он запирался в своей комнате, и никого не хотел видеть. Свои первые рассказы он читал с каменным лицом, а слушатели заходились от смеха.

Удивительный дар смешить людей достался самому, наверное, печальному из советских писателей. Летом-осенью 1921 года он пишет короткие новеллы для своей первой книги «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова».

Слава накрыла писателя с головой сразу же после выхода книги из печати. Его произведения озвучивают на всех эстрадных подмостках страны, многие словечки и выражения становятся народными. Но такая известность тяготит Зощенко. Его воспринимают как юмориста, а он пишет совсем с другой целью. Глазами бывалого, прошедшего войну крестьянина, осознающего себя «посторонним человеком в жизни», сатирик показывает Россию 1914-1920 годов. Страна, превратившаяся в «гиблое место», разрушенные семьи, смерть детей, раскулачивание, сума да тюрьма.

О жизни и творчестве

  • Аулов, А. М. Рассказы М. Зощенко 20-х годов : Проблема жанра и стиля : диссертация … кандидата филологических наук : 10.01.01. — Москва, 1998. — 212 с.
  • Воспоминания о Михаиле Зощенко / . — Санкт-Петербург : Худож. лит. С.-Петерб. отд-ние, 1995. — 606 с., л. портр.
  • Жолковский, А. К. Михаил Зощенко: поэтика недоверия / А. К. Жолковский. — Москва : Языки русской культуры, 1999. — 391 с., л. портр. — (Язык. Семиотика. Культура).
  • Лицо и маска Михаила Зощенко : [сборник / сост. и публ. Ю. В. Томашевского]. — Москва : Ред.-произв. агентство «Олимп» : ППП, 1994. — 367 с.
  • Писатели нашего детства : 100 имен : биографический словарь : в 3 частях : ч. 3. — Москва : Либерея, 2000. — Из содерж.: Зощенко Михаил Михайлович: русский писатель. — С. 176–183. — Библиогр.
  • Попов В. Г. Зощенко / Валерий Попов. — Москва : Молодая гвардия, 2015. — 528 с. — (Жизнь замечательных людей).
  • Попов В. Г. Михаил Зощенко. Беспризорный гений / Валерий Попов. — Москва: АСТ, 2017. — 464 с. — (Тайны и загадки смерти великих людей).
  • Рубен, Б. С. Алиби Михаила Зощенко : повествование с документами / Бернгард Рубен. — Москва : Аграф, 2001. — 383 с. : ил. — (Символы времени).
  • Сарнов, Б. Пришествие капитана Лебядкина : Случай Зощенко / Бенедикт Сарнов. — Москва : ПИК : РИК «Культура», 1993. — 600 с. : ил.
  • Старков, А. Н. Юмор Зощенко / А. Н. Старков. — Москва : Худож. лит., 1974. — 158 с., 1 л. портр.
  • Томашевский, Ю. В. «Литература — производство опасное…». М. Зощенко: жизнь, творчество, судьба / Ю. В. Томашевский ; . — Москва : Индрик, 2004. — 262 с., л. портр., факс.
  • Чудакова М. О. Поэтика Михаила Зощенко / М. Чудакова. — Москва : Наука, 1979. — 200 с., 1 л. портр. — (Литературоведение и языкознание).
  • Янышев, С. Михаил Михайлович Зощенко : (1894–1958) / С. Янышев // Антология мировой детской литературы. Т. 3. — Москва : АВАНТА+. — 2002. — С. 255–257.
  • Безносов, Э. Л. Новая историческая действительность и «новый человек» и их отражение в русской литературе 20–30-х годов XX века : сатирические образы «новых людей в рассказах Зощенко» / Э. Л. Безносов // Литература : газ. изд. дома «Первое сентября». — 2004. — 1–7 нояб. — С. 26–30.
  • Блюм, А. Берегите Зощенко : подцензурная судьба писателя после августа 1946-го / А. Блюм // Звезда. — 2004. — № 8. — С. 128–137.
  • Миркин, Я. Михаил Зощенко. Перед восходом : писатель, награжденный пятью боевыми орденами, даже во тьме стремился увидеть солнце / Яков Миркин // Родина. — 2018. — № 11. — С. 14–16. — (100 лет окончанию Первой мировой войны) (Судьба).
  • Муромский, В. П. Гордое и печальное имя Зощенко : писатель в зеркале критики / В. П. Муромский // Литература в школе. — 2008. — № 12. — С. 17–20.
  • Сарнов, Б. Случай Зощенко / Б. Сарнов, Е. Чуковская // Юность. — 1988. — № 8. — С. 69–86.
  • Сухих, И. Н. Из гоголевской шинели : / И. Н. Сухих // Сентиментальные повести / М. М. Зощенко. — Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2003. — С. 5–22.
  • Томашевский, Ю. О Михаиле Зощенко / Ю. Томашевский // Рассказы для детей / М. М. Зощенко ; худож. Н. В. Беланов, М. А. Скобелев. — Москва : АСТ : Астрель, 2008. — С. 5–8.
  • Фомин, Д. В. Издания М. М. Зощенко 1920-х гг. и их графическое оформление / Д. В. Фомин // Библиотековедение. — 2017. — Т. 66, № 5. — С. 531–538. — (Книга — Чтение — Читатель). — Библиогр.: с. 537 (5 назв.).
  • Биография Зощенко. — Текст : электронный // Albery: сайт.
  • Биография Михаила Зощенко. — Текст : электронный // РИА новости : сайт.
  • Михаил Зощенко. — Текст : электронный // Мих. Зощенко : сайт.
  • Михаил Зощенко. — Текст : электронный // Культура.РФ : сайт.
  • Михаил Михайлович Зощенко. — Текст : электронный // Биограф : сайт.
  • Михаил Михайлович Зощенко: биография, личная жизнь, творчество и интересные факты. — Текст : электронный // Nacion.ru : сайт.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: