Эдвард григ

Расцвет деятельности

Из-за нетрадиционного брака вся родня отвернулась от Грига. Молодожены сразу же после свадьбы переехали в Осло, а ближе к осени того же года композитор организовал концерт. В нем прозвучали первая соната для фортепиано и скрипки, произведения Хальфдана Кьерульфа, Нурдрока. После этого Эдварда Грига пригласили на пост дирижера Кристианийского сообщества.

Именно в Осло наступил расцвет творческой деятельности Грига. Была показана публике первая тетрадь «Лирических пьес», а на следующий год вышло несколько романсов и песен Кристофера Янсона, Йоргена Му в сборниках, Андерсена и других скандинавских поэтов. Вторую сонату Грига критики оценили как намного более богатую и разнообразную, чем Первая.

Вскоре Эдвард Григ стал опираться на сборник норвежского фольклора, составленный Людвигом Матиасом Линдеманом. В результате появился цикл двадцати пяти песен и танцев для фортепиано. Сборник состоял из различных лирических, крестьянских, трудовых и шуточных песен.

В 1871 году Григ (вместе с Юханом Свенсеном) основал общество «Музыкальная ассоциация Кристиании». Сегодня это «Филармоническое общество Осло». Они старались привить публике любовь не только к классике, но и к произведениям современников, имена которых еще не были на слуху в Норвегии (Лист, Вагнер, Шуман), а также к музыке отечественных авторов.

В желании отстоять свои взгляды композиторам пришлось столкнуться с трудностями. Космополитически настроенная крупная буржуазия не оценили такое просвещение, но в среде передовой интеллигенции и сторонников национальной культуры Григ нашел отклик и поддержку. Тогда завязалась дружба с Бьернстьерне Бьернсоном — писателем и общественным деятелем, который оказал большое влияние на творческие взгляды музыканта.

После начала их сотрудничества было опубликовано несколько произведений в соавторстве, а также пьеса «Сигурд Крестоносец» во славу короля двенадцатого века. В начале 1870-х Бьернсон и Григ задумались об опере, но творческие планы не осуществились, потому что в Норвегии отсутствовали собственные оперные традиции. Попытка создания произведения окончилась только музыкой к отдельным сценам. Российский композитор закончил наброски коллег и написал детскую оперу «Асгард».

В конце 1868 года Ференц Лист, который жил в Риме, ознакомился с его Первой скрипичной сонатой. Композитор был поражен тем, насколько музыка свежая. Он прислал восторженное письма автору. Это сыграло значительную роль в творческой биографии и вообще в жизни Эдварда Грига. Моральная поддержка композитора укрепила идейно-художественные позиции творческого общества.

Личная встреча с композитором состоялась в 1870 году. Великодушный и благородный друг всего талантливого в современной музыке тепло поддерживал всех, кто выявлял в его творчестве национальное начало. Лист открыто восхитился недавно законченным фортепианным концертом Грига. Рассказывая родным об этой встрече, Эдвард Григ упомянул, что эти слова коллеги имеют для него большое значение.

Правительство Норвегии назначило Григу пожизненную государственную стипендию в 1872 году. Тогда же он получил предложение от Генрика Ибсена. В результате сотрудничества европейского драматурга, основателя европейской «новой драмы» и композитора появилась музыка к произведению «Пер Гюнт». Эдвард Григ был почитателем множества произведений Ибсена, а эта музыка стала одной из самых известных увертюр из всего наследия композитора.

Премьера увертюры состоялась в 1876 году в Осло. Представление сопровождалось головокружительным успехом. Музыка Грига становилась все известнее и известнее в Европе, а в Норвегии его творчество приобрело огромную популярность. Произведения композитора печатались в авторитетных издательствах, количество концертных поездок значительно увеличилось. Признание и материальная независимость позволили Григу вернуться в Берген.

Эдвард Григ: наследие

Сегодня музыкальные темы Грига исполняются знаменитыми музыкантами, такими, как Лейф Ове Адснес. Произведения композитора включают в различные шоу и концертные программы. Многие фигуристы выбирают музыку Грига для выступлений. Работы композитора звучат со сцен, где ставятся мюзиклы и спектакли.

Дом, где последние годы проживал великий музыкальный деятель, теперь отдан под музей его имени. Там же установлена статуя музыканта. Компания Warner Bros. часто использует музыку из его пьесы «Утро» в качестве вступления к мультипликационным фильмам.

В 1970 году в честь композитора был поставлен отдельный мюзикл «Песнь Норвегии». В постановке-биографии была использована музыка Грига.

Композиции из сборников Эдварда Грига применяются в выступлениях групп, играющих в стиле хард-рок. Многие голливудские режиссеры включают работы Грига в свои фильмы.

Эдвард Григ – один из немногих композиторов, чья популярность после смерти только возросла. Невиданная слава пианиста и дирижера простирается далеко за пределы родной Норвегии. Его произведения узнаваемы и находятся на слуху у миллионов людей.

За что любят творчество норвежского гения? Возможно, за его легкость и простоту восприятия. Или за волшебные музыкальные переливы, напоминающие дуновения северных ветров, шум волн и шелест лесов. В любом случае, мелодии Грига не устаревают, и, по-прежнему, остаются актуальными.

Мир народного творчества стал для Эдварда Грига неиссякаемым источником силы, которая выразилась в его творениях. Лирические мотивы красной нитью проходят через все его работы, находя отражение, как в задорных и быстрых, так и в грустных произведениях композитора.

Избранные сочинения

  • Соната для фортепиано ми минор, op. 7 (1865)
  • Соната № 1 для скрипки и фортепиано фа мажор, op. 8 (1865)
  • Осенью, для фортепиано в четыре руки, op. 11, также для оркестра (1866)
  • Лирические пьесы, для фортепиано:
Тетрадь 1, op. 12
  1. Arietta (Ариетта)
  2. Vals (Вальс)
  3. Vektersang (Песнь стражника)
  4. Alfedans (Танец эльфов)
  5. Folkevise (Народная мелодия)
  6. Norsk (Норвежский напев)
  7. Albumblad (Листок из альбома)
  8. Fedrelandssang (Национальный гимн)
Тетрадь 2, op. 38
  1. Berceuse (Колыбельная)
  2. Folkevise (Народная песня)
  3. Melodi (Мелодия)
  4. Halling (Халлинг)
  5. Springdans (Весенний танец)
  6. Elegi (Элегия)
  7. Vals (Вальс)
  8. Kanon (Канон)
Тетрадь 3, op. 43
  1. Sommerfugl (Бабочка)
  2. Ensom vandrer (Одинокий путник)
  3. I hjemmet (На родине)
  4. Liten fugl (Птичка)
  5. Erotikk
  6. Til våren (К весне)
Тетрадь 4, op. 47
  1. Valse-Impromptu (Вальс-экспромт)
  2. Albumblad (Листок из альбома)
  3. Melodi (Мелодия)
  4. Halling (Халлинг)
  5. Melankoli (Меланхолия)
  6. Springtanz (Весенний танец)
  7. Elegi (Элегия)
Тетрадь 5, op. 54
  1. Gjetergutt (Пастушок)
  2. Gangar (Норвежский марш)
  3. Trolltog (Шествие гномов)
  4. Notturno (Ноктюрн)
  5. Scherzo (Скерцо)
  6. Klokkeklang (Колокольный звон)
Тетрадь 6, op. 57
  1. Svundne dager (Прошедшие дни)
  2. Gade (Гаде)
  3. Illusjon (Иллюзия)
  4. Geheimniss (Тайна)
  5. Sie tanzt (Она танцует)
  6. Heimweh (Тоска по родине)
Тетрадь 7, op. 62
  1. Sylfide (Сильфида)
  2. Takk (Благодарность)
  3. Fransk serenade (Французская серенада)
  4. Bekken (Ручеек)
  5. Drømmesyn (Призрак)
  6. Hjemad (Домой)
Тетрадь 8, op. 65
  1. Fra ungdomsdagene (Былые годы)
  2. Bondens sang (Песня крестьянина)
  3. Tungsinn (Меланхолия)
  4. Salong (Салон)
  5. I balladetone (Баллада)
  6. Bryllupsdag på Troldhaugen (Свадебный день в Тролльхаугене)
Тетрадь 9, op. 68
  1. Matrosenes oppsang (Матросская песня)
  2. Bestemors menuet (Бабушкин менуэт)
  3. For dine føtter (У твоих ног)
  4. Aften på højfjellet (Вечер в горах)
  5. Bådnlåt (У колыбели)
  6. Valse mélancolique (Меланхолический вальс)
Тетрадь 10, op. 71
  1. Det var engang (Жили-были…)
  2. Sommeraften (Летним вечером)
  3. Småtroll (Пак / Пек)
  4. Skogstillhet (Лесной покой)
  5. Halling (Халлинг)
  6. Forbi (Всё миновало)
  7. Efterklang (Воспоминания)
  • Соната № 2 для скрипки и фортепиано соль мажор, op. 13 (1867)
  • Концерт для фортепиано с оркестром, op. 16 (1868)
  • «Сигурд Крестоносец», op. 22, музыка к пьесе Бьёрнстьерне Бьёрнсона (1872)
  • «Пер Гюнт», op. 23, музыка к пьесе Генрика Ибсена (1875)
  • Струнный квартет соль минор, op. 27 (1877—1878)
  • «Норвежские танцы» для фортепиано в 4 руки, op. 35, также для оркестра (1881)
  • Соната для виолончели и фортепиано, op. 36 (1882)
  • Соната № 3 для скрипки и фортепиано до минор, op. 45 (1886—1887)
  • Симфонические танцы, op. 64 (1898)
  • Песни и романсы для голоса с фортепиано (всего около 130), в том числе песни «Люблю тебя» (Jeg elsker dig, op. 5 № 4) и «Избушка» (Hytten, op. 18 № 7; обе — на текст Х. К. Андерсена)

Последние годы жизни

Сырость в Бергене вызвала обострение плеврита, которым Эдвард тяжело переболел ещё во время обучения в консерватории. Медики опасались, что на этой почве снова может прогрессировать туберкулёз.

В 1885 году он переехал в загородную виллу в пригороде Бергена «Тролльхауген». Несмотря на то, что весь проект виллы принадлежал известному норвежскому архитектору, троюродному брату Грига, сам композитор принимал в её создании не меньшее участие. Он даже называл виллу своим лучшим произведением в жизни.

Здание было построено в викторианском стиле, имелась просторная веранда и башня, на которой всегда развевался флаг Норвегии, если Григ был дома. Окна сделали большими, чтобы можно было впускать в комнаты много воздуха и света. Неподалёку от дома Григ построил маленький флигель и назвал его «Хижина Композитора». Здесь он уединялся и создавал прекрасные музыкальные произведения: балладу для фортепиано, Первый струнный квартет, песни, посвящённые норвежской природе.

Эдвард обожал подолгу бывать в горах, находиться в самой деревенской глуши среди обычных лесорубов, крестьян и рыбаков. Здесь он пропитывался духом народной музыки. Это чудесное место Григ покидал, только когда уезжал с концертами. Его выступлений всегда ждали как в родной Норвегии, так и за рубежом – в Польше, Франции, Голландии, Англии, Венгрии, Швеции, Германии.

В 1898 году в Бергене прошёл первый фестиваль норвежской музыки, основателем которого был Григ. Эта традиция сохранилась до наших дней.

Несмотря на то, что здоровье композитора ухудшалось, концертную деятельность он не прекращал.

Весной 1907 года состоялась большая гастрольная поездка по городам Германии, Дании и родной Норвегии. Осенью этого же года Григ собирался посетить фестиваль в Англии. Вместе с супругой они приехали со своей уютной виллы в Берген, где остановились в маленьком отеле, чтобы подождать отправления корабля в Лондон. Здесь Эдварду стало плохо, его положили в больницу, и поездка отменилась.

4 сентября 1907 года композитора не стало. Григ завещал, чтобы его похоронили в скале над фьордом, неподалёку от любимой виллы.

Нина Хагеруп пережила своего супруга на 28 лет. Её прах захоронен рядом с Эдвардом в горной могиле неподалёку от их уютной и любимой виллы «Тролльхауген». Спустя сто лет после того, как был выстроен домик норвежского композитора (в 1985 году), неподалёку от него построили концертный зал «Тролльзален». Возле самого входа в концертный зал возвели памятник Эдварду Григу, каждый год здесь проводят около 300 концертов классической музыки.

Дом «Тролльхауген», рабочая избушка, где любил уединяться и сочинять музыку композитор, усадьба и прилегающая местность теперь являются действующим открытым музеем Эдварда Грига.

Эдвард Григ. Гений норвежской классической музыки

Эдвард Григ – всемирно известный норвежский композитор периода романтизма, пианист, дирижер и писатель. Родился 15 июня 1843 года в городе Берген. Начальным музыкальным образованием мальчика занималась мама, талантливая пианистка Гесина Григ (Хагеруп).

Дальнейшее обучение музыкальному искусству Григ продолжил за границей, в Лейципгской консерватории. Учеба продолжалась с 1858 по 1862 год. Учителями юного Эдварда были И. Мошелес, Э. Венцель (фортепиано), а также М. Гауптман, К. Рейнеке (комозиция). По отзывам преподавательского состава, Григ проявил себя как «в высшей мере незаурядный музыкальный талант». В студенческие годы Эдвард написал четыре фортепианные пьесы и несколько романсов. Творчество юного Грига было пронизано духом произведений великого Шумана, Мендельсона и Франца Шуберта.

В 1863 году, по окончании консерватории, Эдвард Григ переезжает в Копенгаген. В том же году молодой композитор дает свой первый концерт в шведском Карлсхамне. Столица Дании принесла молодому музыканту знакомство с композиторами Н. Гаде и Р. Нурдроком (автором государственного гимна Норвегии). Живое общение с прогрессивными музыкантами пробудило у Грига интерес к национальному музыкальному фольклору.

В 1886 голу Григ возвращается на родину, в Норвегию. Всю оставшуюся жизнь прожил преимущественно в Христиании (ныне – Осло), Бергене и его окрестностях. Дважды ездил в Рим, где познакомился и завязал дружеские отношения с Ференцем Листом.

Мировое признание

Преимущественная область сочинений Грига – инструментальная и вокальная миниатюра. В произведениях композитора национальное своеобразие гармонично сливается с ярким индивидуальным творческим почерком.

Постепенно сочинения композитора нашли признание во всей Европе. Англия, Франция, Венгрия, Польша, Голландия, Скандинавские страны – вот неполный перечень гастролей Грига по Старой Европе. Гениальность сочинений Грига не оставила равнодушными и ведущие музыкальные академии. В 1872 году Григ избирается почетным членом Шведской академии музыки, в 1883 году – членом-корреспондентом Лейденской музыкальной академии. В 1889 году композитор становится почетным членом Института Франции, в 1897 – Берлинской академии искусства, в 1893 и 1906 годах соответственно получает степень доктора Кембриджского и Оксфордского университетов.

Скончался знаменитый композитор на родине, в Бергене, 4 сентября 1907 года. По завещанию композитора, его прах был захоронен не на кладбище, а в скале над фьордом возле его резиденции Трольхауген (Холм троллей).

Сочинения Эдварда Грига:

  • три сцены из неоконченной оперы «Улаф Трюгвасон» (1873);
  • вокально-симфонические произведения, в том числе «У врат монастыря» для солистов, женского хора и оркестра (1871), «Возвращение на родину» для солистов, мужского хора и оркестра (1872);
  • музыка к драме Бьернсона «Сигурд Крестоносец» (1872), драматической поэме Ибсена «Пер Гюнт» (1875);
  • увертюра «Осенью» (1866, переработанная в 1888), «Симфонические танцы» (1898), две сюиты «Пер Гюнт» (1888, 1896) и другие произведения для оркестра;
  • концерт для фортепиано с оркестром (1868), три квартета (1861, 1878, 1891 – неоконченный), Анданте для фортепианного трио (1878), три сонаты для скрипки и фортепиано (1865, 1867, 1887), Соната для виолончели и фортепиано (1883);
  • свыше 170 пьес для фортепиано, в том числе для исполнения в 2 руки, в 4 руки, для двух фортепиано. Среди пьес – «Соната» (1865), «Баллада» (1875), «Лирические пьесы (68 пьес в 10 тетрадях), «Норвежские танцы и песни» (1870), «Норвежские крестьянские танцы» («Слотты» – 1901-1902, «Из народной жизни» – 1871, «Старонорвежский романс с вариациями» – 1891);
  • 128 романсов, хоры и другие сочинения.

Эдвард Григ — «В пещере Горного Короля» (Edvard Grieg — In The Hall Of The Mountain King), Esa-Pekka Salonen

Sigurd Jorsalfar Op. 22 — Hommage March (2nd Act) — Edvard Grieg — Piano

Наследие Грига

Памятник Эдварду Григу в Бергене

Могила Эдварда Грига и Нины Хагеруп

Григ на почтовой марке СССР (1957) Сегодня творчество Эдварда Грига высоко почитаемо, особенно в Норвегии. Его сочинения активно исполняет как пианист и дирижёр один из наиболее известных современных норвежских музыкантов Лейф Ове Андснес. Пьесы Грига используются в художественных и культурных мероприятиях. Ставятся различные музыкальные спектакли, сценарии фигурного катания и другие постановки.

«Тролльхауген», где композитор прожил часть жизни, стал открытым для посещения домом-музеем. Здесь посетителям показаны родные стены композитора, его усадьба, интерьеры. Вещи, принадлежавшие композитору, — пальто, шляпа и скрипка, по-прежнему висят на стене его рабочего домика. Рядом с усадьбой установлена и стоит его рабочая избушка.

В современной культуре

  • В. Ф. Нижинский поставил и исполнил номер на музыку фортепианной пьесы Småtroll (op. 71 № 3), оркестрованной И. Ф. Стравинским для дивертисмента «Ориенталии», Русский балет Дягилева, 1910
  • Карл Столлинг, композитор киностудии Warner Bros., часто использовал мелодию из пьесы «Утро» для иллюстрации утренних сцен в мультфильмах. В мультфильме Уолта Диснея «Танец скелетов» (1929) звучит композиция Эдварда Грига «Шествие гномов» (или танец троллей в пещере горного короля).
  • Музыкальный спектакль «Разноцветный трубочист» (1957) по рассказу Братьев Гримм использовал исключительно музыку Грига.
  • Мюзикл «Песнь Норвегии» (1970) основан на событиях жизни Грига и использует его музыку.
  • Музыка Эдварда Грига использована в мультфильмах «Легенда о Григе» (1967), «Старый дом» (1977), «Пер Гюнт» (1979), «Корзина с еловыми шишками» (1989), «Гномы и горный король» (1993).
  • Rainbow — Hall of the Mountain King (альбом Stranger in Us All, 1995) — композиция в стиле хард-рок, основанная на музыке пьесы «В пещере горного короля» на слова Кэндис Найт (жены Ричи Блэкмора, гитариста группы). Песня Vikingtid российской пэган-метал группы Butterfly Temple из альбома «Сны Северного моря», также содержит в себе фрагменты этого произведения Грига.
  • Первая часть фортепианного концерта используется в фильме Эдриана Лайна «Лолита» (1997).
  • В мультсериале «Незнайка на Луне» звучат песни на мотивы мелодий «В пещере горного короля» и песни Сольвейг из «Пер Гюнта».
  • Часть сюиты № 1, соч. 46 («Утреннее настроение») часто используется в агитационных роликах российской политической партии «Патриоты России»

О Григе

Музыку Грига слышали многие, особенностью его произведений является удивительная воздушность и легкость. К слову сказать, есть доказанные сведения о полезном воздействии музыки этого композитора для здоровья. Подобно тому как музыку Моцарта слушают ради того чтобы развить интеллект, Григ в медицинском смысле полезен для людей скованных и нервных и страдающих от психосоматических недугов наподобие астмы.

Норвежский композитор и дирижер родился летом 1843 года в городе Берген в семье дипломата. Благодаря великолепному музыкальному образованию, которое имела мать Грига, юноша с ранних лет приобщился к музыке. В 1858 году поступает в Лейпцигскую консерваторию, а по окончанию своего обучения там переезжает в Копенгаген для обучения к Н. Гаде.

Следует отметить знакомство Грига с Гансом Андерсоном, который оценил талант юного музыканта. Григ в свою очередь создал ряд романсов по произведениям сказочника. Фольклорные темы привлекали композитора, и он выбрал вариант использования элементов народной музыки и норвежской культуры, в связи с чем, получил в дальнейшем известность именно национального композитора Норвегии.

С 1866 года Григ обитает в Осло, где знакомится с драматургом Бьернсоном. Данное знакомство становится причиной для создания постановок и опер на сюжеты пьес этого автора. Наряду с этим композитор довольно активно ведет общественную деятельность и становится создателем первого национального музыкального учебного заведения – Музыкальной академии, которую, нужно сказать, закрыли спустя пару лет. Помимо этого он создал Филармоническое общество, которое существует по сей день.

Период проживания в столице дарит музыкальному миру много интереснейших произведений, из которых особенно следует отметить фортепианный концерт, получивший славу своеобразного гимна Норвегии. Тем не менее, наибольшие плоды принес период после переезда в родной город. Оказавшись снова в Бергене Григ создает музыку для драмы Пер Гюнт, которая делает его всемирно известным, собственно, до сих пор мелодии из частей Утро и других являются узнаваемыми практически везде.

Для проживания композитор выбирает собственную виллу в так называемой Долине троллей. Там он поселяется на берегу фьорда, поблизости от родного города и проживает с 1885 года до собственной кончины. Природа Норвегии и вдохновляющие пейзажи приносили этому автору возможность создавать свои удивительные произведения.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Сообщение о Эдварде Григе

Эдвард Хагеруп Григ — норвежский композитор, пианист, дирижёр и музыкальный деятель периода романтизма.

Эдвард Григ родился в городе Берген, Норвегия, 15 июня 1843 года. Григ учился в общеобразовательной школе, где и начал сочинять первые композиции.

В 15 лет Эдвард Григ поступил в Лейпцигскую консерваторию, основанную Феликсом Мендельсоном. Первый сольный концерт Эдвард Григ дал в городе Карлсхамн, Швеция, в 1861 году. Во время обучения, он перенес серьезный приступ плеврита, от которого он так и не оправился. После окончания консерватории, в 1862 году, он вернулся в родной город Берген и провёл ещё один сольный концерт.

В 1863 году он отправился в Копенгаген, где в то время был центр музыкальной и культурной жизни всех скандинавских государств. Копенгаген оказал судьбоносное влияние на творчество Грига: знакомство со многими деятелями искусства того времени, просветительская деятельность и углубление в историю скандинавских народов сформировали его неповторимый стиль. Музыкальные творения Грига стали приобретать четкие национальные черты. Вместе с другими молодыми музыкантами Григ продвигает скандинавские музыкальные мотивы «в массы», и сам вдохновляется ритмами песен, плясок, образами и формами народных этюдов.

Вторым важным событием в копенгагенской жизни Грига была встреча со своей будущей женой Ниной Хагеруп, певицей с прекрасным голосом. Нина была двоюродной сестрой Грига и в детстве их семьи жили в Бергене. Они поженились в 1967 году, несмотря на протесты родственников. Они в 1869–70 годах жили Риме, где он впервые встретился с Ибсеном, а также с Листом, которые были воодушевлены его фортепианными концертами.

В 1866 году они переехали в Кристианию (ныне Осло), оставаясь там до 1874 года, когда норвежским правительством ему была назначена ежегодная стипендия в размере 1600 крон.

В 1872 году его пьеса «Сигурд Крестоносец» получила признание, власти Швеции даже назначили ему пожизненное содержание. Так неожиданно пришедшая слава не радовала Грига — он стал мечтать о спокойной размеренной жизни, и вскоре вернулся в родной Берген.

В 1885 году он построил свой дом Troldhaugen недалеко от Бергена. Несмотря на слабое здоровье, Григ несколько раз гастролировал по Скандинавии, выступал в Лондоне в 1888 году.

Родные места вдохновили Грига — он сочинил музыку к драме Ибсена «Пер Гюнт», которая по сей день считается одним из самых значительных произведений Грига и важным аспектом норвежской культуры в целом.

В 1888 году в Лейпциге он встретил П.И.Чайковского, который высоко оценил красоту, самобытность и теплоту музыки Грига.

С 1891 по 1901 год Григ написал шесть тетрадей «Лирических пьес». К этим же годам относится несколько вокальных циклов Грига, которые он считал лучшими своими произведениями, цикл народной музыки «Норвежские народные мелодии» и последнее крупное оркестровое произведение Грига «Симфонические танцы» (1898).

В Бергене значительно ухудшилось здоровье Грига — плеврит угрожал перейти в туберкулёз. К тому же семейные отношения рушились, и в 1883 году она покинула супруга. Но Григ нашел в себе силы вернуть её, так как понимал, что для него она родной человек.

Эдвард и Нина вновь начали гастролировать, однако ему становилось все хуже — болезнь лёгких стремительно развивалась. Посетив почти все Европейские столицы, Григ собирался провести очередной концерт в Лондоне. В ожидании корабля, они с Ниной остановились в Бергене в отеле. Новый приступ не позволил Григу отправиться в путь, и, попав в больницу, он скончался 4 сентября 1907 года. Ему было 64 года.

Интересные факты о Григе

В семье Грега было пятеро детей. Мать Грига была хорошей пианисткой, она обучала детей музыке с самого раннего возраста.

В возрасте 4 лет Эдвард впервые сел за пианино, но тогда ещё никто не предполагал, что музыка станет его судьбой.

Эдвард не хотел получить образование в обычной школе, старался избегать уроков. Он мог даже специально намочить одежду, чтобы его отправили домой переодеться. Идти до дома было далеко, и Эдвард попросту прогуливал занятия.

Первые попытки сочинить музыку Григ совершал в 12 лет.

Григ был знаком и дружил с известным сказочником Гансом Христианом Андерсеном. Композитор написал музыку на несколько его стихов.

Григ восхищался музыкой Ференца Листа, и даже несколько раз виделся с ним. В тяжёлые периоды жизни именно Лист пожелал ему ничего не бояться.

У Грига был талисман — статуэтка лягушки из глины. Он брал ее на все концерты, а перед выходом на сцену он всегда должен был потереть ей спину.

Заслуги Грига признали во всем мире, он стал почетным доктором Оксфордского и Кембриджского университетов, награжден многими государственными наградами.

Источник

Работа в Осло

В 1866 году из-за семейных проблем (родные не приняли брак молодых людей; такой семейный союз не считался в Норвегии традиционным) Григ вместе с невестой переезжает в Осло (тогда Кристиания).

В то время композитор много и плодотворно работал, создавая свои лучшие шедевры.

В 1868 году произведения для скрипки молодого автора услышал Ференц Лист. Они ему чрезвычайно понравились, о чем он и написал в письме к Григу. Письмо Листа очень сильно повлияло на композитора, он понял, что двигается в правильном направлении и нужно продолжать музыкальные эксперименты.

В 1871 году он основал в Осло Филармоническое общество, которое существует до сих пор. В зале Общества можно было услышать музыку Листа, Шуберта, Шопена, Моцарта, Вагнера, Бетховена, Шумана. Многие произведения норвежский зритель услышал впервые именно там.

Музыка

В студенческие годы творческая биография Эдварда Грига развивается: юный композитор сочинил 4 пьесы для фортепиано и столько же романсов. В них заметно влияние Шумана, Феликса Мендельсона и Франца Шуберта.

Молодой Эдвард Григ

В 1862-м музыкант оставил стены консерватории, получив диплом с отличием. Профессора и наставники прочили юноше блестящее будущее в искусстве, назвав «незаурядным пианистом с выразительной манерой исполнения». В том же году Григ дал первый концерт в Швеции, но в стране не остался – отправился в родной Берген. Дома Эдвард заскучал: уровень музыкальной культуры города показался ему низким.

Эдвард Григ поселился в эпицентре законодателя музыкальной «моды» – Копенгагене. Здесь, в Скандинавии, в 1860 годах композитор сочинил 6 фортепианных пьес, объединив их в «Поэтические картинки». Критики отметили в сочинениях норвежца национальный колорит.

Эдвард Григ за пианино

В 1864 году Эдвард Григ вместе с датскими музыкантами стал основателем музыкального общества «Эвтерпа», которое познакомило меломанов с творчеством скандинавских композиторов. Григ творил без устали: он сочинил «Юморески» для исполнения на фортепиано, увертюру «Осенью» и Первую скрипичную сонату.

Вместе с молодой супругой музыкант переехал в Осло, где его вскоре пригласили занять место дирижера филармонии. Это годы творческого расцвета норвежского композитора: Эдвард Григ подарил слушателям первую тетрадь «Лирических пьес», Вторую скрипичную сонату и цикл «25 норвежских народных песен и танцев». После сближения с норвежским литератором и лауреатом Нобелевской премии Бьернстьерне Бьернсоном Григ в 1872 году написал пьесу «Сигурд Крестоносец».

В 1870 году Эдвард Григ встретился с Ференцем Листом, который, прослушав Первую скрипичную сонату норвежского композитора, был восхищен его талантом. Поддержку маэстро молодой композитор назвал бесценной.

В середине 1870-х норвежское правительство поддержало талантливого земляка, назначив ему пожизненную стипендию от государства. В эти годы Григ познакомился с поэтом Генриком Ибсеном, чьими стихами восхищался с детства, и написал музыку к его драме «Пер Гюнт» (наиболее известная увертюра из наследия композитора). После премьеры в Осло в 1876 году музыкант превратился из национальной звезды в мировую.

Эдвард Григ вернулся в Берген знаменитым и состоятельным человеком. Он поселился на вилле «Тролльхауген», где творил до 1907 года. Поэзия природы и фольклора родного края вдохновила его на множество шедевров, таких как «Шествие гномов», «Кобольд», «Песня Сольвейг» и десятки сюит.

Дочери лесника – 18-летней Дагни Педерсен – Эдвард Григ подарил мелодию «Утро». В ХХ веке американская компания «Уорнер Бразерс» неоднократно использовала мелодию в озвучивании мультипликационных фильмов.

В письмах друзьям музыкант подробно описывал величественную природу Норвегии, а его песни периода жизни в «Тролльхаугене» – это гимны лесистым горам и стремительным рекам края.

Эдвард Григ не закрывается на вилле: пожилой музыкант систематически совершает поездки в Европу, где дает концерты и собирает залы. Поклонники видят его как пианиста и дирижера, он аккомпанирует жене, издает десятки сборников с песнями и романсами. Но все гастрольные поездки заканчиваются возвращением в «Тролльхауген», любимое место на земле.

Композитор Эдвард Григ

В начале 1888 года Эдвард Григ познакомился в Лейпциге с Петром Чайковским. Знакомство переросло в крепкую дружбу и сотрудничество. Петр Ильич посвятил норвежскому коллеге увертюру «Гамлет» и восхищенно описал Грига в своих мемуарах. В начале 1890-х оба музыканта удостоились званий докторов Кембриджа. Ранее Эдвард Григ получил членство академии изящных искусств Франции, королевской академии Швеции и университета в Лейдене.

Памятник Эдварду Григу в Норвегии

В 1905-м в печати появилась автобиографическая повесть Грига, названная «Мой первый успех». Читатели оценили еще один талант гения – литераторский. Легким слогом, с юмором Эдвард Григ описал жизненный путь и восхождение к творческому Олимпу.

Работал композитор до последних дней жизни. В 1907 году музыкант отправился на гастроли по городам Норвегии, Дании и Германии, оказавшиеся прощальными.

Детство и юность

Эдвард Хагеруп Григ родился 15 июня 1843 года в норвежском городе Бергене, крупном торговом центре на берегу Северного моря. Его прадед по отцу, выходец из Шотландии, был купцом, а позднее — британским вице-консулом, передавшим эту должность своим потомкам.

Семейные традиции

Александр Григ вел коммерческую деятельность и занимал видное положение в обществе. Женился на Гесине Хагеруп — талантливой пианистке и первой женщине, окончившей Гамбургскую консерваторию. Александр и Гесина стали родителями двух сыновей и трех дочерей. Четвертым ребёнком в их семье был Эдвард.

Не только коммерция играла важную роль в семействе Григов. Их дети росли в культурной и интеллигентной среде. Отец старался дать им хорошее общее образование, воспитывал в строгости, пресекал праздность и излишества.

Мать создала кружок любителей музыки и сама учила детей играть на пианино. В доме часто проводились музыкальные вечера.

Чаще всего на них звучала музыка композиторов:

  • Людвига ван Бетховена;
  • Франца Шуберта;
  • Вольфганга Амадея Моцарта;
  • Карла фон Вебера.

Маленький Эдвард был очень впечатлен классической музыкой, а Моцарт остался одним из его любимых композиторов на всю жизнь.

Заметив особые способности ребенка, мать с шести лет стала заниматься с ним музыкой систематически. Она старалась поставить ему правильный технический рисунок игры на фортепиано, готовя из Эдварда главным образом исполнителя. Но мальчика мало интересовали упражнения и этюды. Хорошо развитый музыкальный слух позволял ему подбирать мелодии и импровизировать с раннего детства, а в 12 лет он стал записывать сочиненную музыку. Эдвард дружил с двоюродной сестрой Ниной Хагеруп и очень огорчился, когда ее семья переехала.

Учеба в школе

Норвежский композитор в детстве любил мечтать и фантазировать, верил в гномов, троллей и других персонажей скандинавских сказок, а свою маму называл феей.

Из-за этого ему пришлось нелегко во время учебы в общей городской школе, которую он начал посещать в десятилетнем возрасте. Его интересы не распространялись на школьные науки. Эдвард мог пойти и на обман, чтобы прогулять занятия.

В начальных классах он специально мочил свою одежду в воде, так как знал, что его отправят домой переодеваться в сухое, а к его возвращению в школу занятия окончатся. С учителями отношения тоже складывались не очень хорошо. Однажды мальчик принес в школу нотную тетрадь, где записал свое первое музыкальное сочинение «Вариации на немецкую тему» для фортепиано. Школьный учитель узнал о том, что бездельник Григ сочиняет музыку, высмеял его и строго наказал.

Но прекрасное музыкальное дарование Эдварда не могло быть не замечено. На одном из музыкальных вечеров его игру услышал известный композитор и скрипач Уле Булль и настоятельно посоветовал родителям Грига отправить сына учиться в Лейпцигскую консерваторию. На тот момент юноше только исполнилось 15 лет.

Обучение в Лейпцигской консерватории

Краткий рассказ о времени, проведенном в Лейпциге, можно начать с того, что будущий композитор тяжело переносил разлуку с родиной. После тихого и привольного Бремена жизнь в большом городе казалась ему чуждой. Но в то время Лейпциг оставался центром немецкой музыкальной культуры.

Здесь жили и творили:

  • Иоганн Себастьян Бах;
  • Роберт Шуман;
  • Феликс Мендельсон.

Разочарованием для юноши стало то, что после новаторства Шумана в консерватории утвердились реакционные методы преподавания, не учитывающие ни индивидуальность студентов, ни национальную составляющую их таланта. Лишь некоторые учителя могли дать одаренным студентам полезные уроки. Преподаватели, о которых молодой музыкант сохранил благодарные воспоминания:

  1. Игнац Мошелес — почитатель и пропагандист творчества Баха, профессор фортепианной игры.
  2. Мориц Гауптман — теоретик и педагог по композиции.
  3. Эрнст Фердинанд Венцель — преподаватель игры на фортепиано, тонкий музыкант и друг Шумана.

Творчество Грига в Лейпциге стало приобретать свой стиль. Об этом говорят его первые сочинения — романсы и пьесы. Романсы были написаны на поэтические творения немецких авторов и в целом являются подражанием Шуману, хотя индивидуальные черты уже просматриваются.

↑ Наследие и память

За свою недолгую, по нынешним меркам, но насыщенную жизнь Эдвард успел повстречаться со многими известными композиторами, такими, как Ференц Лист и Пётр Чайковский. Григ написал великое множество произведений для фортепиано и оркестровых исполнений, за что почитался великим музыкантом и композитором.

Творчество Эдварда Грига и по сей день почитается и высоко ценится, как профессиональными музыкантами, так и простыми слушателями. Особенно ценят своего великого музыканта норвежцы, вполне заслуженно считая его гордостью своей нации. Его дом в Бергене, Тролленхауген, стал популярным домом-музеем. Рядом с домом же установлена статуя Грига в настоящую величину.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: