Биография
Непризнанный при жизни величайший французский писатель XIX века, автор романов «Красное и черное», «Пармская обитель», «Люсьен Левен».
Настоящее имя — Анри-Мари Бейль.
Родился в Гренобле (Франция) в семье богатого адвоката Шерюбена Бейля. Его дед был врачом и общественным деятелем, и как большая часть французской интеллигенции того времени увлекался идеями Просветительства, был почитателем Вольтера. Отец Стендаля увлекался Жан-Жаком Руссо. Но взгляды семьи существенно изменились с началом революции, семья имела состояние и углубление революции напугало ее. Отец Стендаля вынужден был даже скрываться.
Мать писателя, Генриетта Бейль, рано умерла. Сначала воспитанием мальчика занимались тётка Серафи и его отец, но так как отношения с отцом у него не сложились, его воспитание предоставили католическому аббату Ральяну. Это привело к тому, что Стендаль возненавидел и церковь, и религию. Тайно от своего воспитателя под воздействием взглядов своего деда Анри Ганьона, единственного родственника, который относился к Анри с добротой, он начал знакомиться с трудами философов-просветителей (Кабаниса, Дидро, Гольбаха). Полученные впечатления в детские годы от Первой французской революцией сформировали мировоззрения будущего писателя. Расположение к революционным идеалам он сохранил на всю жизнь.
В 1797 году Стендаль поступил в Центральную школу в Гренобле, целью которой было введение в республике государственного обучения вместо религиозного, и предоставление молодому поколению знаний об идеологии буржуазного государства. Здесь Анри увлекся математикой.
По окончании курса его отправили в Париж для вступления в Политехническую школу, но он туда так и не попал, вступив в 1800 году в армию Наполеона, в которой он прослужил более двух лет, а затем в 1802 году вернулся в Париж с мечтой стать писателем.
Прожив в Париже три года, изучая философию, литературу и английский язык, Стендаль в 1805 году возвращается на службу в армию, вместе с которой в 1806 году он вступает в Берлин, в 1809-м – в Вену. В 1812 году Стендаль по собственному желанию принимает участие в походе Наполеона в Россию. Бежит из Москвы вместе с остатками войска во Францию, сохранив воспоминания о героизме российского народа, которую тот проявил при защите своей родины и сопротивлении войскам Франции.
В 1814 году после падения Наполеона и при захвате российскими войсками, Парижа Стендаль едет в Италию, и поселяется в Милане, где живет почти безвыездно в течение семи лет. Жизнь в Италии оставила глубокий след в творчестве Стендаля сыграв большую роль в формировании взглядов писателя. Он с увлечением изучает итальянское искусство, живопись, музыку. Италия вдохновила его на целый ряд произведений, и он пишет свои первые книги — «Историю живописи в Италии», «Прогулки по Риму», новеллы «Итальянская хроника». Наконец, Италия дала ему сюжет одного из наибольших его романов «Пармская обитель», который он написал за 52 дня.
Одним из его ранних работ является психологический трактат «О любви», который был основан на его неразделенной любви к Матильде, графине Дембовски, с которой он встречался, живя в Милане и которая рано умерла, оставив след в памяти писателя.
В Италии Анри сближается с республиканцами-карбонариями, из-за чего за ним с подозрением следят. Не чувствуя себя в безопасности в Милане Стендаль возвращается во Францию, где пишет неподписанные статьи в английские журналы. В 1830 году после поступления на государственную службу, Стендаль становится консулом в папских владениях в Чивита-Веккия.
В том же году выходит роман «Красное и черное», который становится вершиной творчества писателя. 1834 году Стендаль занялся романом «Люсьен-Левен», который так и остался незавершенным.
В 1841 году с ним случился первый апоплексический удар. Умер Стендаль, так и непризнанный современниками, в 1842 году после второго апоплексического удара, во время очередного приезда в Париж. Гроб с телом на кладбище сопровождали лишь трое его близких друзей.
Другие варианты биографии
- Буквально за пять месяцев до своей кончины он написал в дневнике, что, скорее всего, смерть настигнет его во время прогулки. Так и произошло.
- На следующий день после ухода из жизни французского писателя газеты написали, что состоялись похороны неизвестного в широких кругах немецкого поэта Фридриха Стендаля.
- В Италии Стендаль близко общался с великим английским поэтом
Страница:
Стендаль (псевд., наст. имя — Анри Мари Бейль, Beyle) (1783-1842), французский писатель. Родился 23 января 1783 в Гренобле в семье среднего достатка. Впечатления детских лет позже отозвались в воззрениях и парадоксах зрелого писателя. Во всех основных романах Стендаля присутствует тема заговора молодых, полных жизни людей против тупых и деспотичных старцев.
Во время наполеоновских походов Бейль занимал должность офицера интендантской службы и, несомненно, преувеличивал пережитые им ужасы. Он принимал чаще всего косвенное участие во многих крупных сражениях, в том числе в Бородинском, и при отступлении из Москвы выказал мужество и твердость духа. Однако по внутреннему своему складу он не годился ни для воинской службы, ни для чиновничьей карьеры. Когда в 1814 Наполеон отрекся от престола, Бейль едва ли не с радостью отправился в Италию, чтобы заняться литературным трудом.
Любовь — восхитительный цветок, но требуется отвага, чтобы подойти и сорвать его на краю пропасти.
Стендаль
Книга Рим, Неаполь и Флоренция (Rome, Naples et Florence, 1817) вышла под псевдонимом Стендаль и обнаружила его восторженный дилетантизм; путевые впечатления перемешаны здесь с легковесной социальной и эстетической критикой. Однако позже, в трактате О любви проявилась склонность Стендаля к самоанализу. Первой его попыткой в беллетристике стал роман Арманс (Armance, 1827). Следующий роман, Красное и черное (Le rouge et le noir, 1831), полностью раскрыл его писательские возможности. Прототипом Жюльена Сореля был молодой провинциал Антуан Берте, который в 1827 был осужден и казнен за убийство своей любовницы. Эпизод уголовной хроники предстал у Стендаля трагедией талантливой личности, не нашедшей применения своим способностям и энергии в эпоху Реставрации (время действия в книге — примерно 1826-1830). Наконец, в чудесном порыве вдохновения, он за 52 дня создал свой шедевр — Пармскую обитель (La Chartreuse de Parme, 1839). Одним из величайших открытий романа стали батальные сцены. Битва при Ватерлоо увидена глазами почти случайного ее участника, неискушенного, растерянного юноши, неспособного связать и осмыслить ее отдельные эпизоды. Новое видение войны у Стендаля и свою зависимость от него отмечали и Л.Н.Толстой, и Э.Хемингуэй. Толчок сюжету романа дали итальянские хроники, описывавшие ранние годы А.Фарнезе, позднее папы Павла III, а также некоторые обстоятельства жизни скульптора и писателя Б.Челлини. О.Бальзак написал о романе восторженную статью, особенно высоко оценив единственную в творчестве Стендаля батальную сцену. Умер Стендаль в Париже 22 марта 1842.
Стендаль – биография, личная жизнь, фото
Стендаль – известный французский писатель, один из основоположников психологического романа. В своих произведениях Стендаль мастерски описывал эмоции и характер своих героев.
В биографии Стендаля было много интересных фактов, о которых мы расскажем прямо сейчас.
Итак, перед вами краткая биография Стендаля.
Биография Стендаля
Мари-Анри Бейль (псевдоним Стендаль) родился 23 января 1783 г. в Гренобле, Франция. Он рос в семье юриста Шерюбена Бейля.
Мать будущего писателя, Шерюбена Бейля, умерла, когда ему едва исполнилось 7 лет. После этого воспитанием мальчика занимались отец и тетя.
Интересно, что отношения с ними у Стендаля так и не сложились. Больше всего Анри любил дедушку, который серьезно повлиял на становление его личности.
Дед был очень грамотным и эрудированным человеком. Интересен факт, что однажды он даже общался с Вольтером, когда посещал город Ферней.
Именно он дал внуку прекрасное начальное образование, благодаря чему Стендаль проучился в школе только 3 года.
Творческая биография Стендаля
После того, как Наполеон был отстранен от власти, на французском престоле оказались представители Бурбонов. Не желая признавать их власть, Стендаль переезжает из Франции в Италию, где поселяется в Милане.
Именно там Стендаль пишет первые в своей биографии произведения. Стоит заметить, что он написал множество работ об итальянских достопримечательностях.
Позже литератор представил книгу «Жизнеописание Гайдна, Моцарта и Метастазио», в которой подробно описал биографии великих композиторов.
Все свои произведения он публикует под псевдонимом Стендаль.
В связи с этим ему приходилось быть очень осторожным.
Со временем начали появляться слухи о том, что Стендаль состоит с карбонариями в близких связях, в связи с чем он был вынужден срочно вернуться во Францию.
Произведения Стендаля
В 1822 г. Стендаль опубликовал книгу «О любви», непохожую на его предыдущие произведения.
Через 5 лет в свет вышел роман «Арманс», написанный в стиле реализма.
После этого писатель представил повесть «Ванина Ванини», рассказывающую о любви богатой итальянки к арестованному карбонарию.
В 1830 г. он пишет один из самых известных романов в своей биографии – «Красное и черное». На сегодняшний день он входит в обязательную школьную программу. По мотивам данного произведения было снято много фильмов и сериалов.
В том же году Стендаль становится консулом в Триесте, после чего работает в Чивитавеккии (город в Италии) на той же должности.
К слову сказать, здесь он проработает до самой смерти. В этот период он пишет автобиографический роман «Жизнь Анри Брюлара».
После этого Стендаль работает над романом «Пармская обитель». Интересен факт, что данное произведение ему удалось написать всего за 52 дня.
Ранние сочинения
«История живописи в Италии и Риме, Неаполе и Флоренции», написанная Стендалем в 1817 году, помимо отрывков откровенного плагиата содержит интересные оригинальные элементы. В 1821 году Стендаля подозревали в шпионаже и заставили покинуть Италию, но он успел завершить большую часть работы над своей первой крупной публикацией «О любви» (1822). При жизни писателя было продано всего 17 экземпляров этого исследования любви, которое сегодня ценится очень высоко. По сути, это рационалистический отчет об окончательном эмоциональном опыте. С помощью остроумной аналогии Стендаль предположил, что первоначальное проявление любви не более чем «кристаллизация» в отношении любимого человека тех качеств, которые любящий хочет найти в нем или в ней. Удовлетворение мало зависит от реальных качеств человека, которого любят. Это форма любви к себе, а не настоящей любви. Для Стендаля настоящая, полная любовь должна стать открытием любимого человека и потерей себя в любви к другому. Это полное поглощение является высшим проявлением эго, трансцендентным состоянием, которому затем способствуют все искусство и природа.
«Расин и Шекспир» появился в 1823 году. В 1827 году он опубликовал свой первый крупный роман «Арманс», психологическое исследование, омраченное отсутствием ясности).
Отношение к религии и формирование взглядов
В детстве Стендаля воспитывал иезуит Райян. После занятий с ним и чтений Библии, Анри возненавидел священнослужителей и религию и на всю жизнь остался атеистом.
Ему чужда мораль аскетизма и покорности. По мнению писателя, лицемерие охватило французское общество. Никто не верит в догмы католической церкви, но вынужден принимать личину верующего. Полное овладение церкви умами французов является ни чем иным, как проявлением деспотизма.
Отец писателя был самодовольным буржуа, а мир Стендаля формировался на противоположных взглядах. Основой была свободная личность, со своими особыми чувствами, характером и мечтами, не признающая установившихся понятий долга и пристойности.
Писатель жил в эпоху перемен, наблюдал и сам участвовал. Кумиром того поколения был Наполеон Бонапарт. Жажда сильных переживаний и энергия действия составляли атмосферу эпохи. Стендаль восхищался талантом и отвагой Наполеона, что повлияло на его мировоззрение. Характеры литературных героев Стендаля изображены в соответствии с духом эпохи.
Произведения Стендаля
В 1822 г. Стендаль опубликовал книгу «О любви», непохожую на его предыдущие произведения.
Через 5 лет в свет вышел роман «Арманс», написанный в стиле реализма.
После этого писатель представил повесть «Ванина Ванини», рассказывающую о любви богатой итальянки к арестованному карбонарию.
В 1830 г. он пишет один из самых известных романов в своей биографии – «Красное и черное». На сегодняшний день он входит в обязательную школьную программу. По мотивам данного произведения было снято много фильмов и сериалов.
В том же году Стендаль становится консулом в Триесте, после чего работает в Чивитавеккии (город в Италии) на той же должности.
К слову сказать, здесь он проработает до самой cмepти. В этот период он пишет автобиографический роман «Жизнь Анри Брюлара».
После этого Стендаль работает над романом «Пармская обитель». Интересен факт, что данное произведение ему удалось написать всего за 52 дня.
Характер и личность Стендаля
Очень самовлюбленным, импульсивным, чувственным, критичным и недисциплинированным быль Стендаль. Биография его интересна не только событиями в жизни, но и внутренним миром этого писателя. Знавшие его близко люди говорили, что он был скрытен, любил одиночество и уединение. Стендаль обладал тонкой и ранимой душой. Ненависть к тирании была одной из главных черт его характера. При этом Стендаль сомневался в освободительных движениях. Он сочувствовал карбонариям и даже помогал им, однако не верил в то, что деятельность их приведет к положительным результатам. Не было единства между угольщиками: одни грезили о республике, другие мечтали видеть монархию в своей стране.
Личная жизнь
В биографии Стендаля можно найти упоминания о краткосрочных романах. Он отличался влюбчивостью, но мало кто из женщин отвечали ему взаимностью. В то же время Стендаль не стремился связывать себя семьей, он больше ценил литературу.
Одной из главных муз писателя стала Матильда Висконтини. Она была супругой генерала и оставалась холода к Стендалю. Он же только серьезнее к ней привязывался. Именно Матильде посвящена книга «О любви». Возможно, роман бы разгорелся, но писатель уехал в Англию.
Стендаль скончался 23 марта 1842 года. Перед этим он тяжело болел и не мог писать книги. Он надиктовывал книги помощнику. Интересно то, что несколько лет назад писатель предсказал себе смерть от инсульта. Именно так и получилось.
Стендаль также предсказал, что его творчество оценят спустя время. Так и получилось, популярность книг Стендаля возрасла в XIX веке. Поклонники даже сформировали особую теорию счастья, которую назвали бейлизм. Согласно ей, нужно наслаждаться каждым мгновением, везде видеть красоту и готовиться к божественной неизбежности.
Книги Стендаля не потеряли своей популярности. Они считаются классикой и переводятся на разные языки. Интересно то, что при жизни автор был скрытным человеком. Многие его статьи были опубликованы под вымышленными именами. Только в XX веке удалось установить настоящее авторство.
Последние годы
Относительно причины смерти писателя есть несколько версий. Согласно одной из них, Стендаль умер от сифилиса. Известно, что он долгое время болел, в качестве лечебных средств использовал иодид калия и препарат ртути. Порою он был настолько слаб, что не мог писать. Версия о сифилисе подтверждений не имеет. Стоит сказать, что до начала XX века диагностику этого недуга еще не разработали.
В марте 1842 году писатель потерял сознание на улице. Через несколько часов скончался. Скорее всего, Стендаль умер от инсульта. Похоронен классик мировой литературы на кладбище Монмартр.
Список произведений Стендаля:
- «Арманс».
- «Ванина Ванини».
- «Красное и черное».
- «Пармская обитель».
В этот перечень, конечно, не вошло огромное количество статей, посвященных искусству. Писатель выразил свое эстетическое кредо в работах о творчестве Шекспира, Расина, Вальтера Скотта.
Биография
Ранние годы
Анри Бейль (псевдоним Стендаль) родился 23 января г. в Гренобле в семье адвоката Шерюбена Бейля. Генриетта Бейль, мать писателя, умерла, когда мальчику исполнилось семь лет. Поэтому его воспитанием занимались тётка Серафи и отец. С ними отношения у маленького Анри не сложились. Тепло и внимательно к мальчику относился лишь его дед Анри Ганьон. Позже в автобиографии «Жизнь Анри Брюлара» Стендаль вспоминал: «Я был всецело воспитан моим милым дедом, Анри Ганьоном. Этот редкостный человек в своё время совершил паломничество в Ферней, чтобы повидать Вольтера , и был им прекрасно принят…»
Анри Ганьон был поклонником просветителей и познакомил Стендаля с творчеством Вольтера, Дидро и Гельвеция . С тех пор у Стендаля зарождается отвращение к клерикализму. Из-за того, что Анри в детстве столкнулся с иезуитом Райяном, который заставлял его читать Библию , он всю жизнь испытывал ужас и недоверие к священнослужителям.
Учась в гренобльской центральной школе, Анри следил за развитием революции , хотя вряд ли понимал её важность. Он проучился в школе всего три года, освоив, по его собственному признанию, только лишь латынь
Кроме того, он увлекался математикой, логикой, занимался философией, изучал историю искусств.
В 1802 году, постепенно разочаровавшись в Наполеоне, он подаёт в отставку и живёт на протяжении последующих трёх лет в Париже, занимаясь самообразованием, изучая философию, литературу и английский язык. Как следует из дневников того времени, будущий Стендаль мечтал о карьере драматурга, «нового Мольера ». Влюбившись в актрису Мелани Луазон, молодой человек последовал за ней в Марсель . В 1805 году он снова вернулся на службу в армию, но на этот раз в качестве интенданта. В должности офицера интендантской службы наполеоновской армии Анри побывал в Италии, Германии, Австрии. В походах он находил время для размышлений и писал заметки о живописи и музыке. Он исписывал своими заметками толстые тетради. Часть этих тетрадей погибла при переправе через Березину .
Литературная деятельность
После падения Наполеона будущий писатель, негативно воспринимавший Реставрацию и Бурбонов , подает в отставку и уезжает на семь лет в Италию, в Милан . Именно здесь он подготавливает к печати и пишет свои первые книги: «Жизнеописание Гайдна, Моцарта и Метастазио» (), «История живописи в Италии» (), «Рим, Неаполь и Флоренция в 1817 году». Большие куски текста этих книг заимствованы из произведений других авторов .
Выхлопотав себе продолжительный отпуск, Стендаль провёл в Париже плодотворные три года с 1836 по 1839. За это время были написаны «Записки туриста» (опубликованы в 1838) и последний роман «Пармская обитель » . (Стендаль если не придумал слово «туризм », то первым ввёл его в широкий оборот)
Внимание широкой читающей публики к фигуре Стендаля в 1840 году привлёк один из популярнейших французских романистов, Бальзак , в своём «Этюде о Бейле ». Незадолго до смерти дипломатическое ведомство предоставило писателю новый отпуск, позволивший ему в последний раз вернуться в Париж
Последние годы писатель находился в очень тяжелом состоянии: болезнь прогрессировала. В своём дневнике он писал, что принимает для лечения препараты и иодид калия и что моментами он настолько слаб, что с трудом держит перо, и потому вынужден диктовать тексты. Препараты ртути известны многими побочными эффектами. Предположение, что Стендаль умер от сифилиса , не имеет достаточных подтверждений. В XIX веке отсутствовала релевантная диагностика этого недуга (так, например, гонорея считалась начальным этапом заболевания, отсутствовали микробиолоигические, гистологические, цитологические и иные исследования) — с одной стороны. С другой — целый ряд деятелей европейской культуры считались умершими от сифилиса — Гейне , Бетховен , Тургенев и многие другие. Во второй половине XX века эта точка зрения была пересмотрена. Так, например, Генрих Гейне сейчас рассматривается как страдавший одним из редких неврологических недугов (точнее говоря, редкой формой одного из недугов).
23 марта 1842 года Стендаль, потеряв сознание, упал прямо на улице и через несколько часов скончался. Смерть, вероятнее всего, наступила от повторного инсульта . Двумя годами ранее он перенёс первый инсульт, сопровождавшийся выраженной неврологической симптоматикой, включая афазию .
В завещании писатель просил написать на могильной плите (исполнили на итальянском):
Юность, молодость, зрелость
В конце 1790-х годов Стендаль переехал в Париж. В столице он планировал поступить в Политехническую школу. Однако вместо школы будущий писатель поступил на военную службу, чему содействовал его влиятельный родственник. До 1812 года Наполеон был кумиром Стендаля. Вместе с войсками Бонапарта будущий писатель посетил Италию. Удалось ему побывать и в России, где Стендаль чуть не погиб. Несмотря на то, что русские были врагами, писатель не испытывал к ним ненависти, восхищаясь их патриотизмом и героизмом.
Вернувшись домой, Стендаль увидел свою родину разорённой. Он винил Наполеона в разорении Франции. Больше Стендаль не считал Бонапарта своим кумиром и искренне стыдился своей национальности. Когда Наполеона отправили в изгнание, писатель тоже решил покинуть страну и переехал в Италию, считая её более свободолюбивой. В те годы в Италии широкое распространение получило движение карбонариев, боровшихся за освобождение своей родины от австрийского господства. Стендаль принял активное участие в освободительном движении, за что дважды приговаривался к смертной казни. Писателю доводилось жить и в Англии. Его жизнь за границей зависела от случайных заработков. С 1820-х годов Анри Мари Бейль впервые стал подписываться своим псевдонимом.
Слабое здоровье нередко вынуждало писателя возвращаться на родину, взяв длительный отпуск. Один из отпусков продлился 3 года (1836-1839). Последние годы жизни Стендаля были особенно тяжёлыми: сифилис, которым писатель заразился в юности, проявлялся в виде невозможности полноценно работать и слабости. В 1841 году писатель в очередной раз приехал в Париж, где у него случился инсульт. Не имея возможности записывать самостоятельно, Стендаль диктовал свои произведения, продолжая сочинять до самой смерти в марте 1842 года.
Значение и влияние
В то время, когда Стендаль сформулировал свои эстетические взгляды, европейская проза находилась всецело под обаянием Вальтера Скотта. Передовые писатели предпочитали неспешное развёртывание повествования с обстоятельной экспозицией и пространными описаниями, призванными погрузить читателя в среду, где происходит действие. Подвижная, динамичная проза Стендаля опередила своё время. Он сам предсказывал, что его смогут оценить не ранее 1880 года. Андре Жид и Максим Горький характеризовали стендалевские романы как «письма в будущее».
И действительно, возрождение интереса к Стендалю пришлось на вторую половину XIX века. Поклонники Стендаля вывели из его произведений целую теорию счастья — т. н. бейлизм, который «предписывал не упускать ни одной возможности насладиться красотою мира, а также жить в ожидании неожиданного, находиться в постоянной готовности к божественной непредвиденности». Гедонистический пафос творчества Стендаля унаследовал один из крупных французских писателей Андре Жид, а доскональный анализ психологических мотивировок и последовательная дегероизация военного опыта позволяют считать Стендаля непосредственным предшественником Льва Толстого.
Психологические воззрения Стендаля не потеряли своего значения до наших дней. Так его теория «кристаллизации любви» представлена в 1983 году в виде выдержек из его текста (книги) «О любви» в «Хрестоматии по психологии эмоций», вышедшей под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер.
Категории :
Писатели
Метки :
- Французские писатели
- Писатели XIX века
- Французские писатели XIX века
- XIX век
- Французы
- Самые известные писатели Франции
- Писатели эпохи Романтизма
- Эпоха Романтизма
Популярные биографии
Мигель де Унамуноиспанский философ, писатель, общественный деятель, крупнейшая фигура «поколения 98 года»
Мишель Уэльбекфранцузский писатель, поэт
Антуан де Риварольфранцузский писатель
Сирано де Бержеракфранцузский драматург, философ, поэт и писатель, один из предшественников научной фантастики, гва…
Бернар Фонтенельфранцузский писатель и учёный
Дельфина де Жирарденфранцузская писательница
Гюстав Флоберфранцузский прозаик-реалист, считающийся одним из крупнейших европейских писателей XIX века
Барбе Оревильифранцузский писатель и публицист
Анри де Монтерланфранцузский писатель
Альфред Капюфранцузский журналист, романист и драматург
Жан Ростанфранцузский биолог и писатель
Бернар Тристанфранцузский писатель, журналист и драматург
Ромен Ролланфранцузский писатель, общественный деятель, учёный-музыковед
Маргарита Наваррскаяфранцузская принцесса, сестра короля Франциска I, одна из первых женщин-писательниц во Франции
Эмиль Чоранрумынский и французский мыслитель-эссеист
Жозеф Жуберфранцузский писатель-моралист
Альфонс де Ламартинфранцузский писатель и поэт романтического направления, политический деятель
Жан-Поль Сартрфранцузский философ, представитель атеистического экзистенциализма, писатель, драматург и эссеист…
Андре Жидфранцузский писатель, прозаик, драматург и эссеист
Поль Клодельфранцузский поэт, драматург, эссеист, крупнейший религиозный писатель XX века
Государственная служба
Очень деятельными были последующие годы. Стендаль, биография и творчество которого нас интересуют, в 1806 году снова поступил на службу, заняв административный пост в оккупированном французами Брунсвике. Здесь он начал учить немецкий язык. Стендаль был вхож в хорошее общество. Уважение, окружавшее его, льстило ему, однако он порядком скучал. Бейль в дальнейшем много путешествовал по Австрии и Германии. Его послали в Вену с правительственной миссией. Также он отправился в Россию вслед за императором. В России Бейль стал очевидцем Бородинского и Смоленского сражений. Присутствовал он и при пожаре Москвы. Затем он отступал в Западную Европу вместе с французской армией. Рушилась держава Наполеона, и Бейль покинул Францию, когда пал Париж. Он понял, что закончилась его карьера в кругах власти.
Детство и юность
При изучении непростой, во многом противоречивой биографии Стендаля становится ясно, что он был мужественным, стойким и страстным человеком.
Анри Мари Бейль появился на свет в Гренобле – прекрасном городе на юго-востоке Франции. Это событие в семействе юриста Шерюбена Бейль и его жены Аделаиды-Генриетты Бейль произошло 23 января 1783 года.
К сожалению, когда мальчику минуло 7 лет, его мать скоропостижно скончалась. Воспитание легло на плечи отца и родной тёти будущего писателя. Однако, по признанию самого Стендаля, главным человеком в его жизни был дедушка – Анри Ганьон. Только ему он был обязан своим воспитанием, образованием, обширными знаниями и – самое главное – способностью мыслить.
Получив достаточное домашнее образование, Стендаль пошёл учиться в местную Центральную школу. Там он пробыл недолго – всего три года, и после его отпустили в столицу Франции для поступления в Политехническую школу. Но стать студентом ему было не суждено. Осуществлению его планов помешал переворот 18 брюмера.
Вдохновленный смелостью и героизмом молодого Наполеона Бонапарта, который возглавлял тот заговор, он поступил на военную службу. В драгунском полку Стендаль прослужил два года и ушел в отставку с намерением вернуться в Париж и заниматься исключительно образованием и литературной деятельностью.