Триумф нового кумира Европы
Первый сольный концерт Лещенко дает в Кишиневе. Вскоре помимо собственных, незатейливых, но обаятельных песен, в его репертуаре появляются композиции от маститых авторов того времени. Гастроли в Париже, Берлине, Лондоне, Риге, Белграде. Шлягеры на русском, румынском, английском и французском. Огромные тиражи пластинок. Это был ошеломительный успех и стремительное богатство.
На свои средства «король романсов» открыл собственный ресторан «У Лещенко», где выступал и куда, не жалея, вкладывал большие деньги. Пением «сладкоголосого соловья» восхищается даже румынская королевская чета, а вот в СССР о нем знают мало. Об успешном эмигранте не пишут в газетах, а после Второй мировой популяризация его творчества и вовсе станет уголовно наказуемой.
Несмотря на это, уже в конце 1930-х годов романсы исполнителя тайком слушают во многих советских квартирах. Лещенко мечтает поехать на Родину, и в 1942 году он отправляется на гастроли в оккупированную фашистами Одессу. Там он встретит свою последнюю любовь и вторую жену Веру Белоусову, студентку консерватории, которая младше знаменитого певца на 25 лет.
Возрождение популярности в 1988 году
Официального разрешения на появление в эфирах голоса Петра Константиновича в конце 80-х прошлого века так и не было, просто запрещать перестали. По советскому радио стали звучать записи песен в исполнении Лещенко. Потом о нём появились передачи, статьи. В 1988 году фирма «Мелодия» выпустила пластинку «Поет Петр Лещенко», которую назвали сенсацией месяца. В мае диск занял 73-е место во всесоюзном хит-параде, а за пару-тройку недель вышел на первое место по популярности среди дисков-гигантов. Впервые легально Петр Лещенко был назван лучшим.
«Сенсация стала назревать, когда из многих городов страны от наших корреспондентов стала приходить информация об огромном интересе любителей музыки к пластинке Петра Лещенко, известного шансонье 30-х годов. Мало кто мог предположить, что занявший в мае 73-е место диск уже в июне стремительно двинется вверх, к вершине популярности, и в итоге выйдет на первое место во всесоюзном хит-параде…
Вот так выглядит первая десятка таблицы популярности среди дисков-гигантов (в скобках указано положение в прошлом месяце):
(73) П. Лещенко. (8) Группа „Алиса“, диск „Энергия“. (5) Группа „Рейнбоу“. (15) Группа „Браво“. (-) Архив популярной музыки. Выпуск 4 („Роллинг Стоунс“). (13) Группа „Аквариум“, диск „Равноденствие“. (-) Юрий Лоза. (-) Оскар Питерсон. (2) Ленинградский рок-клуб. (9) Поет Лайма Вайкуле».
Газета «Комсомольская правда», от 17 июля 1988 года.
«В послевоенные годы в Москве на волне популярности Петра Лещенко успешно процветала целая подпольная фирма по выпуску и распространению пластинок „под Лещенко“. Костяк фирмы составили так называемый „Джаз табачников“ (там одно время работал и композитор Борис Фомин) и его солист Николай Марков, голос которого был почти идентичен голосу знаменитого певца. За короткое время было записано сорок произведений из репертуара Лещенко, в том числе и не имевшие к нему отношения „Журавли“. Пластинки распространялись в основном на Украине, в Молдавии… Один музыкант из „Джаза табачников“ говорил по этому поводу так: „Туда везём чемодан пластинок, обратно — чемодан денег…“ Официально пластинки Петра Константиновича Лещенко в магазинах не продавались, потому что не выпускались, а голос певца звучал почти в каждом доме. Подлинник или подделка — поди догадайся». (Б. А. Савченко. Эстрада ретро. — М.: Искусство, 1996, стр. 220.
За свою творческую жизнь певец записал свыше 180 граммофонных дисков.
Предатель или шпион
В Одессе предприимчивый певец не только дает концерты, но и открывает еще один собственный ресторан. В разгар войны изысканную еду и развлечения могут позволить себе только немецкие оккупанты, поэтому Лещенко быстро зарабатывает негативную репутацию среди советских граждан и органов госбезопасности. Спустя почти 10 лет его почему-то назовут зарубежным шпионом.
Обращение к Иосифу Сталину о возвращении в СССР только усугубит положение Петра Константиновича и обеспечит пристальное внимание к его персоне. Мысль о посещении Советского Союза превращается в идею фикс
В начале 1950-х Лещенко получает одобрение, но не успевает совершить поездку. Во время очередного концерта румынские полицейские забирают его для допроса представителями советских спецслужб.
Популярного певца 3 года возят по разным тюрьмам, откуда он больше не возвращается. Не подпольные, а официальные пластинки с песнями Петра Лещенко стали появляться в СССР лишь в эпоху перестройки. Голос «короля романсов» вновь зазвучал на Родине, как и мечталось когда-то талантливому исполнителю.
Ещё одна известная личность того времени — .
Мать Петра обладала абсолютным музыкальным слухом, знала много народных песен и хорошо пела, что оказало должное влияние на формирование личности Петра, который с раннего детства также обнаружил незаурядные музыкальные способности. Семья матери вместе с 9-месячным Петром переехала в Кишинёв, где примерно спустя девять лет мать вышла замуж за зубного техника Алексея Васильевича Алфимова. Пётр Лещенко владел русским, украинским, румынским, французским и немецким языками.
Пётр Лещенко о себе писал:
В возрасте 9 месяцев с матерью вместе, а также с её родителями переехали на жительство в город Кишинёв. До 1906 года я рос и воспитывался дома, а затем, как имевший способности по танцам и музыке, был взят в солдатский церковный хор. Регент этого хора Коган позднее определил меня в 7-е народное приходское училище в Кишинёве
Одновременно с этим регент архиерейского хора Березовский, обратив на меня внимание, определил в хор. Таким образом, к 1915 году я получил общее и музыкальное образование
В 1915 году ввиду перемены голоса я в хоре участвовать не мог и остался без средств, поэтому решил пойти на фронт. Устроился вольноопределяющимся в 7-й Донской казачий полк и служил там до ноября 1916 года. Оттуда я был направлен в пехотную школу прапорщиков в город Киев, которую окончил в марте 1917 года, и мне было присвоено звание прапорщика. После окончания упомянутой школы через 40-й запасной полк в Одессе был отправлен на румынский фронт и зачислен в 55-й пехотный Подольский полк 14-й пехотной дивизии на должность командира взвода. В августе 1917 года на территории Румынии был тяжело ранен и контужен — и отправлен в госпиталь, сначала в полевой, а затем в город Кишинёв.
Революционные события октября 1917 года застали меня в этом же госпитале. Ещё и после революции я продолжал находиться на излечении до января 1918 года, то есть до момента захвата румынскими войсками Бессарабии.
Война
Прошел почти год Великой Отечественной войны, когда в мае 1942 года Лещенко приезжает в Одессу. Его концерт назначен в Русском драматическом театре. В городе начался настоящий ажиотаж: очереди за билетами выстраивались с раннего утра.
Один из очевидцев вспоминал: «День концерта стал подлинным триумфом Петра Константиновича. Небольшой театральный зал полон до отказа, многие стояли в проходах. Певец поначалу огорчил: первые вещи вдруг стал петь по-румынски, — оказалось, по требованию властей… Потом зазвучали уже хорошо известные, любимые многими танго, фокстроты, романсы, и каждая вещь сопровождалась неистовыми аплодисментами слушателей. Завершился концерт подлинной овацией…»
Тогда же состоялась первая встреча Лещенко с Верой Белоусовой, ставшей впоследствии женой певца. Красивая, стройная девушка, игравшая на аккордеоне, покорила сердце артиста. Вскоре они начинают совместные выступления.
В октябре 1943 года Петра Константиновича призвали в армию. В Крыму он работает в должности заведующего офицерской столовой. С приближением советских войск Лещенко возвращается в Румынию.
В мае 1944 года Петр Константинович официально развелся с Зинаидой Закис и зарегистрировал свой брак с Верой Белоусовой. После прихода Красной армии Лещенко дает концерты в госпиталях, воинских гарнизонах, офицерских клубах. Он исполняет сочиненные им патриотические песенки о русских девушках — «Наташа», «Надя-Надечка», поет «Темную ночь» Никиты Богословского, популярные русские песни. С ним выступала и его новая жена.
Вот отрывок из воспоминаний Г. Кипниса-Григорьева: «…Лещенко объявляет следующий номер: — Самое дорогое для каждого человека, — говорит он, — это Родина. Где бы ты ни был, куда бы ни заносила тебя судьба. О тоске по Родине и споем мы с моей женой Верой Белоусовой-Лещенко.
И тут она начинает своим сильным голосом под собственный аккомпанемент аккордеона:
«Я иду не по нашей земле, Просыпается синее утро…»
А когда заканчивается первый куплет, включается Петр Лещенко с гитарой, и припев они поют в два голоса — поют задушевно, с искренним и нескрываемым страданием:
«Я тоскую по родине, По родной стороне моей, Я в далеком походе теперь, В незнакомой стране. Я тоскую по русским полям. Мою боль не унять мне без них…»
Что вам сказать? Обычно пишут — «гром аплодисментов». Нет, это был шквал, громовой шквал! И на глазах у многих — слезы. У каждого, конечно, свои воспоминания, но всех нас объединяет одна боль, тоска по любимым, а у многих — по женам и детям, «мою боль не унять мне без них»… А Петр Лещенко с красавицей Верой поют на «бис» и второй раз. И третий. И уже зал стал другим. Забыты предупреждения о необходимости идейно-политической сдержанности. И Лещенко сияет, почувствовав, как опытный артист, что полностью овладел аудиторией. Он в темпе объявляет следующую песню — знаменитый «Чубчик», но заканчивает новым куплетом:
«Так вейся, развевайся, чубчик мой… в Берлине! Развевайся, чубчик, на ветру!»
Затем пошли вперемежку то «наша» «Темная ночь», то его какая-нибудь там «Марфуша», и зал постоянно кричит «бис!».
С лета 1948 года супруги выступают в различных кафе и кинотеатрах Бухареста. Потом они находят работу в только что созданном Театре эстрады.
«Лещенко уже перевалил пятидесятилетний рубеж, — пишет Б.А. Савченко. — В соответствии с возрастом меняется и его репертуар — певец становится более сентиментальным. Уходят из программ темповые шлягеры, типа «Моей Марусички» и «Настеньки», появляется вкус к лирике, романсам, окрашенным тоской и грустью. Даже в его пластиночных записях, сделанных в 1944—1945 годах, доминирует отнюдь не радостная тональность: «Бродяга», «Колокольчик», «Сердце мамы», «Вечерний звон», «Не уходи».
Арест и смерть
И далее: «Петр Константинович продолжает выяснять возможность возвращения в Советский Союз, обращается в «компетентные органы», пишет письма Сталину и Калинину. Лучше бы он этого не делал, — может быть, тогда ему удалось бы спокойно прожить остаток жизни».
Александр Вертинский
Фотография: shansonprofi.ru Александр Вертинский был не просто эстрадным певцом, но «человеком-оркестром» — композитором, поэтом, исполнителем. А еще режиссером и киноактером. У шансонье, выступавшего в жанре городского романса, сложился особенный стиль исполнения — он сочетал напевный речитатив с грассирующим французским «р». Его обаяние и утонченная декадентская манерность гипнотизировали не только обывателей, но и искушенных аристократов.
Долгое время он выступал в образе Пьеро — печального шута, под маской которого скрывались истинное благородство и страдание. С гримом на лице и в костюме Пьеро артист побывал на сцене практически всех крупных городов Российской империи и всегда с аншлагом. В репертуар Вертинского входили песни на стихи популярных поэтов Серебряного века и на его собственные: «Ваши пальцы пахнут ладаном», «Маленький креольчик», «Лиловый негр», «Я сегодня смеюсь над собой», «Бал Господень», «Кокаинетка» и другие. Окончательно став живой легендой, он снял костюм Пьеро и надел фрак — этому образу он больше никогда не изменял.
После Октябрьской революции в 1917 году Вертинский понял, что ему с новым политическим режимом не по пути. После посещения похорон 300 московских юнкеров, погибших в ходе Октябрьского вооруженного восстания 1917 года, Вертинский был под глубоким впечатлением от их напрасной, абсурдной смерти. В результате он написал знаменитый романс «То, что я должен сказать», который стал одной из самых знаменитых русских антивоенных песен. Из-за этого текста, полного сочувствия к врагам большевиков, Вертинского вызывали в ЧК для объяснений. После этого тревожного эпизода с чекистами актер уехал за границу на гастроли и в СССР уже не вернулся.
Александр Вертинский. «То, что я должен сказать»
На годы, проведенные за рубежом, пришелся расцвет творчества Вертинского. Во время странствий по знаменитым французским, американским и китайским кабаре и клубам он написал легендарные песни «Желтый ангел», «Палестинское танго», «Пани Ирена», «Танго «Магнолия» и другие шлягеры. На родину шансонье разрешили вернуться лишь в 1943 году.
Жизнь в послевоенные годы и начало вокальной карьеры
После армейской службы, Лещенко трудился в различных сферах — был церковным служащим, членом квартета, исполнял народные танцы и был певцом при оперном театре города Кишинёва. В 1919 году он полностью погружается в эстрадную деятельность. Певец отправляется на гастроли, принимая участие в различных музыкальных коллективах, гитарном дуэте, а также исполняет сольные песни.
1926 год певца начался с гастрольного тура по европейским городам и ближневосточным странам. В 1931 судьба сводит его с Оскаром Строком, композитором. Он предлагает Лещенко записаться на студии и тот соглашается. Вскоре выходят пластинки с романсами певца — «Чёрные глаза», «Синяя рапсодия», «Татьяна», «Настя — ягодка» и другие.
Эти песни становятся настолько известными, что с исполнителем связывается фирма звукозаписи и предлагает заключить контракт. Он соглашается и записывает около ста восьмидесяти пластинок. Пётр начинает гастролировать по Европе и даёт концерты в Одессе, которая находится в оккупации солдатами Румынии.
Пётр Константи́нович Ле́щенко
(рум. Petre Leșcenco
, 2 (14) июня — 16 июля ) — русский и румынский эстрадный певец, исполнитель народных и характерных танцев, ресторатор.
Энциклопедичный YouTube
1
/
5
✪ Петр Лещенко — Всё что было (Pjotr Leschenko)
✪ Pyotr Leshchenko «Черные глаза» (редкая запись 1947) Петр Лещенко
✪ ЧЕРНЫЕ ГЛАЗА (ПЕТР ЛЕЩЕНКО)
✪ Пётр ЛЕЩЕНКО — Скажите, почему
✪ Петр Лещенко — Чубчик
Субтитры
Все что было
Песня-романс
Слова Павел Герман,
Музыка Дмитрий Покрасс.
Всё равно года проходят
чередою
И становится короче жизни
путь;
Не пора ли мне с измученной
душою
На минуточку прилечь и
отдохнуть?
Всё, что было сердцу мило,
—
Всё давным-давно уплыло,
Истомились лаской губы
И натешилась душа;
Всё, что пело, всё, что млело,
—
Всё давным-давно истлело;
Только ты, моя гитара,
Прежним звоном хороша.
Ты напомнил мне сегодня
о далёком,
Позабытом, пережитом полусне
Милый друг, ни разговором,
ни намеком
Не ищи былого образа во
мне.
Всё, что было сердцу мило,
—
Всё давным-давно уплыло,
Истомились лаской губы
И натешилась душа;
Всё, что пело, всё, что млело,
—
Всё давным-давно истлело;
Только ты, моя гитара,
Прежним звоном хороша.
Может быть, ну вот совсем
ещё недавно,
Захлебнулось б сердце радостью
в груди,
А теперь — как это просто
и забавно, —
Мне сказать тебе лишь хочется:
«Уйди!»
Всё, что было сердцу мило,
—
Всё давным-давно уплыло,
Истомились лаской губы
И натешилась душа;
Всё, что пело, всё, что млело,
—
Всё давным-давно истлело;
Только ты, моя гитара,
Прежним звоном хороша.
Petr Lestchenko. Petr Leshenko. Petr Leshchenko.
Petr Leschenko by Leschenko Petr
Vse, chto bylo
Vse Chto Bilo
Pjotr Leschenko-Wsje, Tschto Bylo
All the same, the years in line are passing
through,
And our path «s becoming shorter every day.
And perhaps, «tis now right time for me and
you
For a minute to stop and rest on this long
way.
Songs, which here
We used to hear,
Over the years disappear,
And the soul is getting lonely,
And my love is now far.
Joy and fun
That made it run,
Long ago all have gone.
The old days, rememer only
You, my faithful good guitar.
You reminded me today of this remote,
This bygone and charming, long-forgotten dream.
My dear friend, I just implore you, don»t
promote
Memories, however touching they may seem.
Songs that here
Did we hear,
Disappear over the years.
Now my soul is sad and lonely,
And the love, «tis very far.
Joy and fun,
Which made it run,
Ages ago they have gone,
And good days rememer only
You, my faithful old guitar.
It may `be, only a couple of months ago,
My hot heart would just jump out from the
breast,
But today «tis beating steadily and slow,
My dear frient, «tis really time to have some
rest.
Songs that here
We used to hear,
Over the years disappear.
Now my sole is sad and lonely,
And my love, it went so far.
Joy and fun,
Which made it run,
Now are forever gone,
And old days rememer only
You, my faithful good guitar.
Арест и смерть
После войны Лещенко много выступал перед разнообразной публикой в Румынии. Но ему очень хотелось вернуться на Родину, он писал на этот счёт неоднократные прошения на имя Сталина и Калинина, но положительного ответа долго не получал.
В начале весны 1951 года после очередного обращения к руководству Советского Союза, Петру Константиновичу дали добро на возвращение, но сделать этого не успел. Органы безопасности Румынии его арестовали. Это случилось прямо во время антракта, Лещенко давал концерт, в зале был аншлаг, а между первым и вторым отделением певца увели прямо из гримёрной комнаты.
Петра Константиновича допрашивали в качестве свидетеля по делу Веры Белоусовой-Лещенко. Его молодую супругу обвиняли в том, что она изменила Родине.
Лещенко была разрешена только одна короткая встреча с женой. Вера так и не смогла забыть, какие ужасные черные руки были у него во время их последнего свидания. То ли он так много работал, то ли его так сильно били – он не успел ей рассказать, лишь выкрикнул громко супруге: «Вера, я ни в чём не виноват!»
16 июля 1954 года Лещенко Пётр Константинович скончался в тюремной больнице, все материалы по его делу до сих пор остаются закрытыми. Ввиду такой секретности точных данных нет, но скорее всего, Пётр Лещенко являлся одним из тысяч строителей Дунайского канала, которые так и остались безвестными и безымянными. До сих пор никто не знает, где находится могила певца.
Летом 1952 года арестовали и Веру за брак с иностранным подданным, что квалифицировалось как измена Родине, а также за то, что принимала участие в концертах в оккупированной Одессе. Суд назначил ей смертную казнь, но потом наказание заменили на 25 лет лишения свободы. А в 1954 году Веру освободили, судимость сняли и выслали в Одессу. Она умерла в Москве в 2009 году.
Жизнь Петра Лещенко в Румынии
Петр Константинович был весьма уважаем, живя среди румын, хотя не испытывал к ним особой любви. Лещенко часто восхищался музыкальностью этого народа. Петр не курил, однако любил выпить. Его слабостью были хорошие вина и шампанское, которых было чрезвычайно много в ту пору в Румынии. Часто певца и владельца самого модного в Бухаресте ресторана встречали немного пьяным, что было почти незаметно в атмосфере ресторанного угара. Петр пользовался большим успехом у женщин и был неравнодушен к ним. О популярности Лещенко в это время говорит один интересный факт. Отец Михая, лидера династии, правящей в Румынии, король Карл часто привозил его в свой загородный особняк в бронированном авто. Ему нравились романсы Лещенко Петра.
Краткая биография
- 1917, март – окончил школу прапорщиков и в должности командира взвода оказался на передовой румынского фронта Первой мировой войны.
- 1917, август – тяжело ранен и отправлен на лечение в госпиталь в Кишиневе. К январю 1918 года, когда лечение завершилось, Бессарабия уже вошла в состав Румынии. Лещенко поневоле стал румынским подданным. После выздоровления работал токарем, пел в церковных хорах.
- 1919, осень – начало профессиональной работы на эстраде. В составе танцевального квартета выступал в театре и между сеансами в кинотеатрах Бухареста.
- 1920 -1925 – гастролировал по Румынии, выступая с группой артистов как танцор и певец.
- 1925 – переехал в Париж. Работал в парижских кинотеатрах в небольших танцевальных номерах, также играл на гитаре и балалайке. Чтобы улучшить танцевальное мастерство, поступил в балетную школу. Там встретил балерину Жени Закит, с которой вскоре начал выступать в парижских ресторанах.
- 1926-1928 – гастроли танцевального дуэта Закит – Лещенко в странах Европы и Ближнего Востока. Во время гастролей пара заключила брак.
- 1929 – в Кишиневе в ресторане «Лондон» выступил с программой цыганских романсов. По восторженной реакции зрителей понял, что будет интересен публике как певец и начал готовить песенный репертуар.
- 1930 – начало вокальной карьеры. В Риге познакомился с Оскаром Строком, популярным композитором, «королем танго». Строк, услышав Лещенко, пришел в восторг от его голоса и выразительной манеры исполнения и предложил сотрудничество. В рижском кафе «А.Т.» Лещенко выступил с большой сольной программой, в которую включил произведения Строка. Выступление вызвало восторг у искушенной рижской публики: она была очарована бархатным баритоном мягкого теплого тембра.
- 1931 – в Берлине записал первые пять пластинок.
- 1932-1939 – годы триумфального успеха Лещенко. Он постоянно концертирует с сольными программами, записывает пластинки, процветает его ресторанный бизнес. В 1934 году за четыре месяца у него состоялось 90 концертов. Репертуар составляли цыганские песни, бытовые романсы, танго, фокстроты. Голос Лещенко великолепно звучал с пластинок, и фирмы грамзаписи наперебой предлагали сотрудничество. Пластинки выходили в Германии, Австрии, Румынии, Латвии, Англии, печатались огромными тиражами.
- 1933 – перевез семью, в том числе родителей, сестер, тещу, в Бухарест и открыл элитный ресторан в самом престижном районе. Заведение быстро стало популярным среди аристократов, членов королевской семьи, дипломатов, состоятельных русских эмигрантов. В ресторане Лещенко пел, а в танцевальных номерах участвовали супруга и сестры Петра Константиновича.
- 1935 – в Лондоне дает два концерта, радиоконцерт на Би-би-си, записывается на студии звукозаписи, выступает в аристократических салонах. Лондонские гастроли принесли певцу мировую известность.
- 1942, май – выступил с тремя концертами в оккупированной румынскими войсками Одессе.
- 1943, октябрь – призван в румынскую армию и до марта 1944 служил в Крыму, сначала при штабе, затем заведующим столовой. Повестки о призыве Лещенко получал с 1941 года, но, не желая участвовать в военных действиях, разными способами избегал мобилизации.
- 1944-1948 – после входа в Бухарест советских войск Лещенко с женой Верой дают многочисленные концерты для советских солдат в госпиталях, гарнизонах, гостиницах, кинотеатрах. После 1948 года певцу разрешали участвовать только в сборных концертах.
- 1949, март – супруги поступили на работу в открывшийся театр эстрады.
- 1951, март – арестован румынской службой госбезопасности на концерте в Брашове. Какие обвинения были предъявлены певцу, неизвестно. Материалы дела до сих пор засекречены. Возможно, ему вменяли сотрудничество с фашистским режимом. Лещенко отбывал срок в лагере на строительстве Дунайского канала.
- 1954, 16 июля – умер в тюремной больнице.
Певец Петр Лещенко
Арест, тюрьма и смерть (1951—1954)
26 марта 1951 года Лещенко был арестован органами госбезопасности Румынии в антракте после первого отделения концерта в городе Брашове.
Из румынских источников: Пётр Лещенко находился в Жилаве с марта 1951 года, потом в июле 1952 года был переведён в распределитель в Капул Мидиа, оттуда 29 августа 1953 года в Борджешть. С 21 или 25 мая 1954 года переведён в тюремную больницу Тыргу-Окна. Ему была сделана операция по поводу открывшейся язвы желудка.
Существует протокол допроса Петра Лещенко, из которого ясно, что в июле 1952 года Пётр Лещенко был перевезён в Констанцу (недалеко от Капул Мидиа) и допрошен как свидетель по делу Веры Белоусовой-Лещенко, которая обвинялась в измене Родине. Согласно воспоминаниям Веры Белоусовой-Лещенко (прозвучавшим в документальной киноленте «Фильм памяти. Пётр Лещенко»), ей разрешили всего лишь одно свидание с мужем. Пётр показал жене свои чёрные руки и сказал: «Вера! Я ни в чём, ни в чём не виноват!!!». Более они не встречались.
П. К. Лещенко умер в румынской тюремной больнице Тыргу-Окна 16 июля 1954 года. Место его захоронения неизвестно. Материалы по делу Лещенко до сих пор закрыты.
В июле 1952 года последовал арест Веры Белоусовой-Лещенко. Она обвинялась в браке с иностранным подданным, что квалифицировалось, как измена Родине (ст. 58-1 «А» УК РСФСР, уголовное дело № 15641-п). Вера Белоусова-Лещенко 5 августа 1952 была приговорена к смертной казни, которую заменили 25 годами лишения свободы, но в 1954 освобождена: «Заключённую Белоусову-Лещенко освободить со снятием судимости и с выездом в Одессу 12 июля 1954 года», предписание со ссылкой на постановление Пленума Верховного Суда СССР, первая ссылка — о сокращении срока до 5 лет согласно Постановлению Верховного Суда от июня 1954 года, а вторая — «из-под стражи освободить».
Вдове Лещенко удалось получить из Румынии единственную информацию: LESCENCO, PETRE. ARTIST. ARESTAT. A MURIT ÎN TIMPUL DETENIEI, LA. PENITENCIARUL TÂRGU OCNA. (ЛЕЩЕНКО, ПЁТР. АРТИСТ. ЗАКЛЮЧЁННЫЙ. УМЕР ВО ВРЕМЯ ПРЕБЫВАНИЯ В ТЮРЬМЕ ТЫРГУ-ОКНА). (Из «Книги репрессированных», изданной в Бухаресте)
Биография составлена по протоколам допроса Петра Лещенко и архивным документам, предоставленным вдовой Петра Лещенко — Верой Лещенко.
Память
В послевоенное время песни Лещенко были очень популярны в Советском Союзе, народ узнал их по пластинкам, которые везли бойцы Красной армии из освобождённой Европы в качестве трофеев. Но творчество Петра Константиновича в СССР находилось под строжайшим запретом. Считалось, что его песни пропагандируют «кабацкий загул».
Перестали запрещать слушать Лещенко лишь в конце 80-х годов. Песни его зазвучали на радио, в печатных изданиях стали печатать публикации о нём, потом на телевидении вышло несколько передач о певце.
В 1988 году фирмой грамзаписи «Мелодия» была выпущена пластинка «Поёт Пётр Лещенко».
Она была настоящей сенсацией, потому что, занимая сначала 73-ю позицию в отечественном хит-параде, за две-три недели вышла на первое место. Петра Лещенко впервые официально и вполне легально признали лучшим певцом на Родине.
Его песни до сих пор слушают благодарные ценители великого искусства:
- «Ах, эти черные глаза»;
- «Ванька – милый»;
- «Скажите, почему?»;
- «Марфуша»;
- «Всё, что было»;
- «Моя Марусечка»;
- «Чубчик кучерявый»;
- «У самовара я и моя Маша»;
- «Настя – ягодка».
В 2013 году на российские телеэкраны вышел биографический фильм о жизни певца «Пётр Лещенко. Всё, что было…»
Главную роль исполнил Константин Хабенский, сценарий написал Эдуард Володарский. В Кишинёве в честь Петра Лещенко названы улица и переулок. Вот и вся память о короле романсов и танго…
https://youtube.com/watch?v=g06DTcWQdT0
Гастроли в оккупированной Одессе, второй брак (1941—1951)
В октябре 1941 года Лещенко получил извещение из 16 пехотного полка, к которому был приписан. Но под разными предлогами Лещенко старается от службы уклониться и продолжает концертную деятельность. Лишь по третьему вызову Лещенко прибыл в полк в Фалтичени. Здесь его судили офицерским судом, предупредили, что надо являться по вызовам, и отпустили.
В декабре 1941 года Лещенко получил приглашение от директора Одесского оперного театра Селявина с просьбой прибыть в Одессу и дать несколько концертов. Он ответил отказом по причине возможного повторного вызова в полк. В январе 1942 года Селявин сообщил, что дата концертов перенесена на неопределённый срок, но, тем не менее, все билеты проданы. В марте 1942 года Лещенко получил разрешение культурно-просветительского отдела Губернаторства за подписью Руссу на въезд в Одессу.
Он выехал в оккупированную румынскими войсками Одессу 19 мая 1942 года, остановился в гостинице «Бристоль». В Одессе 5, 7 и 9 июня Лещенко провёл сольные концерты.
На одной из своих репетиций он знакомится с девятнадцатилетней Верой Белоусовой, студенткой Одесской консерватории, музыкантом, певицей. Делает Белоусовой предложение и уезжает в Бухарест, чтобы оформить развод с Закитт. Скандалы, разборки с бывшей женой завершились получением очередных извещений из 16 пехотного полка. Лещенко удалось добиться получения документа о мобилизации для работы на месте, таким образом временно избежать отправки в действующую армию. Но в феврале 1943 года он получил распоряжение сдать этот документ и немедленно явиться в 16 пехотный полк для продолжения воинской службы.
Знакомый гарнизонный врач предложил Петру Лещенко лечение в военном госпитале. Десять дней не решили проблемы: приходит новое извещение явиться в полк. Лещенко решается на удаление аппендикса, хотя в этом не было необходимости. После операции и 25 дней положенного отпуска на службу не является. Лещенко удаётся устроиться в военную артистическую группу 6 дивизии. До июня 1943 года выступает в румынских воинских частях.
В октябре 1943 года новое распоряжение от румынского командования: отправить Лещенко на фронт в Крым. В Крыму до середины марта 1944 года он был при штабе, а потом заведующим офицерской столовой. Затем получает отпуск, но вместо Бухареста приезжает в Одессу. Узнаёт, что семью Белоусовых должны отправить в Германию. Пётр Лещенко увозит свою будущую жену, её мать и двух братьев в Бухарест.
В мае 1944 года Лещенко зарегистрировал свой брак с Верой Белоусовой. В сентябре 1944, после входа в Бухарест Красной армии, Лещенко давал концерты в госпиталях, воинских гарнизонах, офицерских клубах для советских солдат. С ним выступала и Вера Лещенко.