Биография Надежды Константиновны Крупской
Надежда Крупская родилась в 1869 году в Петербурге, в семье обнищавшего дворянина Крупского Константина Игнатьевича. Он умер, когда Надежде исполнилось всего 14 лет, не оставив совершенно никаких средств своей семье для выживания. Мать Надежды Елизавета Васильевна Тистрова, работавшая гувернанткой и в свободное время дававшая частные уроки, сумела дать своей дочери возможность получить образование. Надежда окончила педагогический класс в престижной гимназии с золотой медалью. Еще с юности, чтобы иметь средства на существование, девушка была вынуждена тяжело работать. Днем она давала частные уроки, а вечером вела занятия в воскресной школе для взрослых.
В 1894 году Надежда Крупская познакомилась с Лениным, а через четыре года они сыграли свадьбу. Родители Ульянова не очень хорошо относились к Надежде. А все потому, что во-первых, из-за плохого здоровья она не могла иметь детей. Еще в юности Надежде Крупской врачи поставили диагноз базедова болезнь, поэтому она постоянно мучилась от слабости и вялости. Во-вторых потому, что она была не очень хорошей хозяйкой. Домашнее хозяйство Крупская не вела самостоятельно. Эти функции выполняла специально нанятая для этого девочка-подросток.
Надежду Константиновну Крупскую всегда интересовали проблемы педагогики. Она организовывала работу библиотек, школ для взрослых, посещала школы и боролось с неграмотностью. Крупская участвовала в развитии программы народного образования, боролась за то, чтобы оно было обязательным для всех и бесплатным
Всегда настаивала на важности дошкольного воспитания, была ярой противницей физических мер наказания
Помимо педагогической деятельности, которой Надежда Константиновна занималась до конца своих дней под гнетом тяжелой болезни, большое внимание она уделяла вопросам гигиены. Вместе с братом Ленина, наркомом здравоохранения Дмитрием Ильичем Ульяновым, провела грандиозную кампанию по введению в Советском Союзе пустышек, чем спасла жизнь миллионам грудных детей. До этого матери использовали мякиш хлеба, в котором могла оказаться споры грибка, вызывающие тяжелое отравление
До этого матери использовали мякиш хлеба, в котором могла оказаться споры грибка, вызывающие тяжелое отравление.
Начало революционной борьбы. Ссылка. Эмиграция.
Правда, Надежда Константиновна это учебное заведение не закончила, она проучилась всего 1 год. Нужда заставила девушку работать. Пока она училась, ее мать сдавала комнаты. В 1890 году, обучаясь на Бестужевских курсах, она вступила в один из марксистских кружков, которым руководил Михаил Бруснев. С 1891 по 1896 годы преподавала в Петербургской воскресной школе, и одновременно вела пропагандистскую работу.
В конце февраля 1894 года питерские рабочие собрались на масленичные блины к инженеру Р.Э. Классону. Скорее всего, это было воскресенье 25 февраля. На этой встрече присутствовал Старик, автор известного в марксистских кругах труда «Что такое «друзья народа». Здесь же была и скромная учительница воскресной школы Надежда Константиновна. После этой встречи между Крупской и Ульяновым, скрывавшимся за партийной кличкой Старик, завязались дружеские отношения, которые позднее переросли в любовь.
Вместе с ним и другими товарищами Крупская участвовала в создании «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». В 1896 году Крупская была арестована за антиправительственную деятельность и сослана в Уфимскую губернию. Через некоторое время был сослан в Енисейскую губернию и Владимир Ульянов. Будучи в ссылке, и переписываясь с Надеждой, Ленин сделал ей предложение. Получив ее согласие, он стал добиваться разрешения отбывать ссылку вместе.
По его ходатайству Крупскую перевели в Шушенское, как невесту с условием, что в течение определенного времени они должны обвенчаться по церковному обряду. Того требовало законодательство Царской России. Молодые противиться не стали. Местный кузнец изготовил из медных монет 2 обручальных кольца и Владимир Ильич обвенчался с Надеждой Константиновной в сельской церкви. Вместе с Надеждой в Шушенское приехала ее мать, Елизавета Васильевна, взявшая на себя заботу о хозяйстве и быте молодоженов.
Отбыв ссылку, 29 июля 1900 года Ленин выезжает в Швейцарию. У Крупской ссылка заканчивалась позже. Этот остаток ссылки она отбывала в Уфе, где успела заболеть. Болезнь задержала ее возвращение в столицу. В эмиграцию она отправилась в 1901 году.
По воспоминаниям некоторых современников, Крупская не умела готовить. Она была революционеркой, активисткой, прекрасным секретарем при Ильиче, замечательным педагогом, пропагандисткой, но кухаркой она была никакой. Историк Вильям Похлебкин писал о том, что Крупская, по сути, кроме яичницы из 4-х яиц больше ничего не умела готовить, и задавалася вопросом: «Не с этим ли, в частности, связано возникновение у Владимира Ульянова выраженного атеросклероза головного мозга?»
Знакомство Надежды Крупской с Владимиром Ульяновым
В январе 1894 года в Петербург приезжает молодой революционер
Владимир Ульянов
. За спиною скромного, двадцатичетырехлетнего провинциала было, однако, немало переживаний: внезапная смерть отца, казнь старшего брата Александра, смерть от тяжелой болезни любимой сестры Ольги. Он прошел слежку за собой, арест, легкую ссылку в имение матери.
В Петербурге Ульянов устанавливает легальные и нелегальные связи с марксистами города, руководителями некоторых социал-демократических кружков, заводит новые знакомства. В феврале на квартире инженера Классона состоялась встреча группы марксистов города. Владимир знакомится с двумя активистками — Аполлинарией Якубовой и Надеждой Крупской.
После этого Ульянов часто встречается с подругами, как вместе, так и порознь. По воскресеньям он обычно наносил визиты в семью Крупских.
«До женитьбы в июле 1898 года в Шушенском на Надежде Крупской известно лишь одно заметное «ухаживание» Владимира Ульянова, – утверждает историк Дмитрий Волкогонов. – Его серьезно привлекала подруга Крупской – Аполлинария Якубова, тоже социалистка и учительница.
Уже не очень молодой Ульянов (ему тогда перевалило за двадцать шесть) сватался к Якубовой, однако встретил вежливый, но твердый отказ. Судя по ряду косвенных признаков, неудачное сватовство не стало заметной драмой будущего вождя российских якобинцев…»
Владимир Ильич сразу поразил Надежду Крупскую своими лидерскими задатками. Девушка попыталась заинтересовать будущего вождя – во-первых, марксистскими разговорами, которые обожал Ульянов, а во-вторых, стряпней своей матушки. Елизавета Васильевна, увидев его у себя дома, была счастлива. Она считала дочь непривлекательной и счастья в личной жизни ей не пророчила. Можно предположить, как обрадовалась она за свою Наденьку, когда увидела в своем доме приятного молодого человека из хорошей семьи!
С другой стороны, став невестой Ульянова, Надя не вызывала большого восторга у его семейства: там находили, что у нее уж очень «селедочный вид». Под этим утверждением подразумевалось прежде всего то, что у Крупской глаза были навыкате, как у рыбы, – один из признаков обнаруженной позднее базедовой болезни, из-за которой, предполагают, Надежда Константиновна не могла иметь детей. Сам Владимир Ульянов к «селедочности» Надюши относился с юмором, присвоив невесте соответствующие партийные клички:
Рыба
и
Минога
.
Уже находясь в заключении, он предложил Наденьке стать его женой. «Что ж, женой так женой», – ответила она.
Будучи сосланной на три года в
Уфу
за свою революционную деятельность, Надя решила, что отбывать ссылку с Ульяновым будет веселее. Поэтому она попросила отправить ее в Шушенское Минусинского уезда, где уже находился жених, и, добившись разрешения полицейских чинов, вместе с матерью последовала за своим избранником.
Встреча с Лениным и венчание
Владимир по кличке «Старик» впервые встретился с Надей в 1894 году на квартире, где собирались «революционно-настроенные люди»
Правда, в тот день будущий Ленин, а тогда умный и энергичный юноша 24 лет, обратил на себя внимание отнюдь не Надежды, а ее более обаятельной подруги, Апполинарии Якубовой. Они встречались некоторое время, а потом Ильича упекли в тюрьму
Но почему-то он доверился не Якубовой, а скромной Наденьке Крупской.
Владимир Ильич понял, что нашел родственную душу. Надежда угадывала его с полуслова, была настоящей «подругой дней суровых». Вскоре она и сама угодила в ссылку на 3 года. Влюбленные писали друг другу письма и наконец воссоединились в сибирском селе Шушенское. Правда, для этого им пришлось повенчаться в церкви 22 июля 1898 года.
По законам Российской империи без брака мужчина и женщина не могли жить под одной крышей. Тем более политзаключенные. Но к тому, чтобы узаконить отношения заключенных, относились хорошо и всегда шли на встречу таким бракам. Считалось, что так люди остепенятся и станут думать о семье, а не о революции. Но, как показало время, не в случае с Крупской и Лениным.
Ссылка в селе Шушенском
После Октябрьской революции
В апреле 1917 года вместе с Лениным вернулась в Россию, была помощницей Ленина в подготовке и проведении Октябрьской революции.
Занималась организацией пролетарского юношеского движения, стояла у истоков Социалистического союза рабочей молодёжи, комсомола и пионерской организации. С 1917 года являлась членом Государственной комиссии по просвещению. В 1919 г. в составе бригады ЦК РКП(б) приезжала в Пермь. В 1920 году была председателем Главполитпросвета при Народном комитете просвещения; выступила инициатором создания общества «Друг детей». В дискуссии о применении в воспитании советских детей скаутской методики считала, что пионерская организация должна быть скаутской по форме и коммунистической по содержанию. Этому вопросу была посвящена статья Крупской «РКСМ и бойскаутизм». Вместе с немецким коммунистом Эдвином Гёрнле разрабатывала вопросы пролетарского, коммунистического воспитания детей.
С 1924 года — член ЦКК партии, с 1927 года — член ЦК ВКП(б). В 1928 г. вновь посетила Пермь вместе с М. И. Ульяновой. С 1929 года заместитель наркома просвещения РСФСР. Крупская стала одним из создателей советской системы народного образования, сформулировав основную задачу нового просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания». Как идеолог коммунистического воспитания критиковала педагогическую систему, разработанную А. С. Макаренко (после её выступления на съезде комсомола в мае 1928 года с резкой критикой А. С. Макаренко последний был в скором времени снят с руководства колонией им. Горького). Была активистом советской цензуры и антирелигиозной пропаганды.
На XIV съезде партии Крупская поддержала «новую оппозицию» Г. Е. Зиновьева и Л. Б. Каменева в их борьбе против Сталина, но впоследствии признала эту позицию ошибочной, выступала на Пленумах ЦК партии и голосовала за предание суду Н. И. Бухарина, за исключение из партии Л. Д. Троцкого, Г. Е. Зиновьева, Л. Б. Каменева. Крупская ходатайствовала за репрессированных, но большей частью безрезультатно.
Крупская — автор многочисленных работ о В. И. Ленине, трудов по коммунистическому воспитанию, педагогике и истории партии большевиков. Член Президиума Верховного Совета СССР. Крупская активно переписывалась с пионерами, советскими детьми. Была инициатором открытия многих музеев в СССР, в том числе музеев Белинского и Лермонтова в Пензенской области. В 1930-е годы Крупская пыталась противостоять установлению административно-командной системы, усилению классовой борьбы, выступала против гонений на детей «врагов народа», но была практически отстранена от работы Наркомпроса и занялась вопросами библиотечной работы.
До конца жизни выступала в печати, оставаясь членом ЦК ВКП(б), ВЦИК и ЦИК СССР. В 1937 году избрана депутатом Верховного Совета СССР 1 созыва. Ей была присуждена учёная степень доктора педагогических наук. После смерти в 1939 году тело было кремировано, прах помещён в урне в Кремлёвскую стену на Красной площади в Москве.
Загадка смерти Надежды Константиновны Крупской
Смерть ее была загадочной. Она наступила в преддверии XVIII съезда партии, на котором Надежда Константиновна собиралась выступить. Днем 24 февраля 1939 года в Архангельском ее навестили друзья, чтобы отметить приближающееся семидесятилетие хозяйки. Был накрыт стол, Сталин прислал торт. Все дружно ели его. Надежда Константиновна казалась весьма оживленной… Вечером ей внезапно стало плохо. Вызвали врача, но он почему-то приехал через три с лишним часа. Диагноз поставили сразу: «острый аппендицит-перитонит-тромбоз». Необходимую срочную операцию почему-то не сделали. Через три дня Крупская умерла в страшных муках в возрасте семидесяти лет.
Советская школа: работа над ошибками
В 1929 г. Надежда Константиновна стала заместителем наркома просвещения РСФСР. И поставила конкретную задачу: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания». Но решить её было не так-то просто. Крупская наткнулась сразу на несколько «подводных камней».
«Коммунистическое воспитание» подразумевало бесплатное образование детей из разных социальных слоёв, совместное обучение мальчиков и девочек, приобщение к производительному труду.
В 1920-х гг. обучение было платным, но затем его сделали бесплатным. Этот «подводный камень» успешно ликвидировали. Но сразу же возник другой. Оказалось, что теперь двери школ и высших учебных заведений были закрыты для детей кулаков, дворян и священников. Надежда Константиновна заявила: «Ребёнок не может выбирать себе родителей, никого он не эксплуатировал, никого не угнетал, ничей век не заедал, козней никаких не строил. Ни в чём не виноват. Ребенок есть ребенок. И его надо учить как всех других детей, не попрекать происхождением, а растить из него сознательного человека, коммуниста».
Советская школа, 1930-е гг. (Wikimedia Commons)
И второй «камень» удалось ликвидировать. Однако, больше всего проблем доставил третий из них — производительный труд. Здесь возникло сразу несколько проблем. Во-первых, вчерашняя шпана, которую забрали с улицы и посадили за парты, не видела смысла в труде. Беспризорники привыкли выживать по-своему, не надеясь на чью-либо помощь. И улица манила их обратно. Там не было учителей, дисциплины и труда. Была свобода и борьба за жизнь. Школа стала синонимам тюрьмы. И многие педагоги, столкнувшись с этой проблемой, оказались в растерянности. Одним из немногих, кому удалось справиться с поставленной задачей, был Антон Макаренко.
По одной из версий, между Макаренко и Крупской было противостояние. Каждый пытался доказать, что именно его подход к воспитанию и образованию детей правильный. Есть предположение, что Надежда Константиновна выступила с жёсткой критикой педагогической системы Макаренко. И после этого его отстранили от должности руководителя колонии имени Горького. Сейчас уже сложно установить факт конфликта. В воспоминаниях они друг друга практически не упоминают. Но их педагогические методы различались, поэтому некое недопонимание вполне могло быть.
Крупская продвигала мысль, что человек сможет одинаково хорошо освоить сразу несколько профессий. Но идея политехнизма провалилась. Позже супруга Ленина резюмировала: «Думали, что будет политехнизм, если научить нескольким ремеслам, а получалась большая нагрузка, поверхностное обучение, и ничему в конце концов не обучали. Это всё было ошибкой». В 1930-х гг. от этой затеи отказались.
Крупская с пионерами. (Wikimedia Commons)
Вообще, для Крупской было характерно признание собственных промашек. Она быстро поняла, что упор на безликий коллектив не приносил желаемых результатов. Начались поиски «золотой середины» между «я» и «мы». По рекомендации Крупской, педагоги пытались найти индивидуальный подход к каждому ребёнку. Да, работало это далеко не всегда. Но важен сам факт. Школьников стали учить не только «ставить себе общественные задачи», но решать их коллективными усилиями.
Естественно, у Крупской случались явные перегибы. Чего только стоит «буржуазная муть», брошенная в адрес «Крокодила» Корнея Чуковского. Не пощадила она и другие произведения писателя. Критика была столь мощной, что в 1929 г. в «Литературной газете» появилось письмо Чуковского, в котором он отрёкся от своих творений. И лишь в начале 1940-х гг. писатель вернулся к сказкам в стихах. Досталось от Крупской и Александру Пушкину. Под ударом оказалась «Сказка о рыбаке и рыбке». Якобы мораль произведения шла вразрез с моралью коммунистической. Также замнаркома просвещения была инициатором чистки библиотек от «идеологически вредной и застарелой» литературы.
Крупской не стало 27 февраля 1939 г. Она умерла на следующий день после своего 70-летия. Надежда Константиновна — неоднозначная личность, но личность яркая, смелая. Она приняла правила игры своего времени, но ломая старое, пыталась создать новое. А её педагогическая система после череды проб и ошибок продолжила жизнь.
Личная жизнь
В молодости Надежда Крупская была весьма привлекательной девушкой. Это уже позже у нее развилась Базедова болезнь, которая обезобразила ее внешность (ниже вы увидите фото Крупской до и после болезни).
Неудивительно, что Крупская и Ульянов-Ленин сразу проявили друг к другу интерес.
Крупская и Ленин
Оба были поглощены идеями Маркса и делали все возможное, чтобы пропагандировать коммунизм. В итоге у них возник прекрасный союз, как в семейном, так и в политическом плане.
Вступив в брак в 1898 г., Крупская и Ленин прожили вместе 26 лет, вплоть до смерти Владимира Ильича. И хотя у ее мужа были романы на стороне, она никогда не устраивала ему скандальных сцен, а всегда пыталась войти в его положение.
На встречу с Ильичом
«Бесчеловечный» царский режим давал возможность сидельцам выбирать место отбытия наказания. К моменту осуждения Крупской Ульянов уже находился в местах «не столь отдаленных» в селе Шушинское Минусинского уезда.
Получив «срок», Надежда Константиновна объявила себя невестой Ульянова и попросилась в ссылку к будущему супругу. Компанию девушке составила мать. Приезд стал для Ленина неожиданностью. Он не ждал гостей и находился на охоте.
Увидел вышедшую на крыльцо Надежду, обрадовался. Влюбленные провели за разговорами всю ночь. Елизавета Васильевна не одобряла сожительства и настояла на заключении брака. 22 июля 1898 года коммунисты-атеисты были обвенчаны местным священником и обменялись изготовленными из медного пятака кольцами.
Свадьба Ленина и Крупской была чистой формальностью
Впоследствии Надежда и Владимир всячески подчеркивали, что венчание носило вынужденный и формальный характер. Однако кольцо с церемонии Крупская хранила всю свою жизнь.
В феврале 1900 года закончилась ссылка Ульянова. Ленин поехал поближе к Питеру, во Псков. Крупская осталась добывать оставшийся срок в Уфе. Надежда Константиновна зарабатывала переводами, частными уроками и продолжала революционную деятельность. 28 июня 1900 года Владимир на 3 недели приехал в Уфу, чтобы попрощаться с Надей перед отъездом за границу.
Подробнее
Надежда Крупская является неоднозначным историческим лицом. Многие годы ее биографию приукрашивали, затем – поливали грязью. Она сама поделилась воспоминаниями о своем прошлом в книге «Моя жизнь».
Надя Крупская появилась на свет 26.02.1869. Ее родители обедневшие дворяне: отец – юрист, мать – гувернантка. Девочку определили учиться в гимназию, которую она закончила в 1887 г. Далее девушка продолжила образование на Бестужевских курсах, но по неизвестной причине прервала учебу. Юная Надя вместо высшего образования выбрала работу учителя в пролетарской вечерней школе и занятия в марксистском кружке.
Во время марксистских занятий состоялось ее знакомство с Владимиром Ульяновым. Ее поразила его преданность идеям Маркса и способность заинтересовать ими окружающих. Он тоже заметил неординарную девушку.
В 1896 году ее устоявшаяся жизнь школьного учителя завершилась арестом и ссылкой в Уфу. Для Владимира местом отбытия наказания за революционную деятельность было определено село Шушенское. После многочисленных прошений к властям, девушке разрешили отбыть в Шушенское к жениху для заключения брака. В 1898 году в церкви состоялось венчание Ульяновых.
Находясь в эмиграции, Надежда вела жизнь профессиональной революционерки, и во всем поддерживала мужа: работала с почтой, организовывала партийные курсы, переписывала и редактировала статьи. Возвратившись в 1917 году на Родину, Н.Крупская участвовала в подготовке Октябрьской революции.
Дальнейшая ее работа связана с созданием молодежных организаций. Она ознакомилась с европейским скаутским движением, и адаптировала его под большевистские интересы, создав пионерскую организацию и комсомол. Велика ее роль в деле народного образования. Она являлась одним из авторов советской системы обучения детей.
Смерть Ленина кардинально изменила карьеру Крупской. Она пыталась критиковать решения Сталина, вступалась за репрессированных, но легко уступала, так как не обладала достаточной волей к сопротивлению. Попытки помешать преследованию детей врагов народа закончились для Крупской отстранением от активной деятельности. Последние годы она занималась библиотечной работой, писала мемуары и рецензии к фильмам. Благодаря ее усилиям открывались новые музеи. За многолетнюю просветительскую работу с молодежью она удостоилась степени доктора педагогических наук.
Скончалась Н.Крупская скоропостижно от перитонита. Загадочная болезнь развилась внезапно во время празднования ее дня рождения в 1939 году, и породила множество домыслов. Местом захоронения праха жены вождя стала Кремлевская стена.
Биография по датам и интересные факты. Самое главное.
Жизнь Надежды Константиновны Крупской без Владимира Ильича Ленина
Крупская пережила мужа на пятнадцать лет. Давняя болезнь мучила и изнуряла ее. Она не сдавалась. Каждый день работала, писала рецензии, давала указания, учила жить. Написала книгу воспоминаний. Наркомпрос, где она работала, окружил ее любовью и почитанием, ценя природную душевную доброту Крупской, уживавшуюся вполне мирно с с уровыми идеями.
Надежда Константиновна пережила мужа на пятнадцать лет, полных склок и интриг. Когда вождь мирового пролетариата умер, Сталин вступил с его вдовой в яростную борьбу, не собираясь ни с кем делить власть. Надежда Константиновна умоляла похоронить мужа, но вместо этого его тело превратили в мумию…
«Летом 1930 года перед XVI съездом партии в Москве проходили районные партийные конференции, – пишет в своей книге «Они окружали Сталина» историк Рой Медведев. – На Бауманской конференции выступила вдова В. И. Ленина Н.К.Крупская и подвергла критике методы сталинской коллективизации, заявив, что эта коллективизация не имеет ничего общего с ленинским кооперативным планом. Крупская обвиняла ЦК партии в незнании настроений крестьянства и в отказе советоваться с народом. «Незачем валить на местные органы, – заявила Надежда Константиновна, – те ошибки, которые были допущены самим ЦК».
Когда Крупская еще произносила свою речь, руководители райкома дали знать об этом Кагановичу, и он немедленно выехал на конференцию. Поднявшись на трибуну после Крупской, Каганович подверг ее речь грубому разносу. Отвергая ее критику по существу, он заявил также, что она как член ЦК не имела права выносить свои критические замечания на трибуну районной партийной конференции. «Пусть не думает Н. К. Крупская, – заявил Каганович, – что если она была женой Ленина, то она обладает монополией на ленинизм».
В 1938 году писательница
Мариэтта Шагинян
обратилась к Крупской по поводу рецензии и поддержки ее романа о Ленине «Билет по истории». Надежда Константиновна ответила ей подробным письмом, чем вызвала страшное негодование Сталина. Разразился скандал, ставший предметом обсуждения ЦК партии.
«Осудить поведение Крупской, которая, получив рукопись романа Шагинян, не только не воспрепятствовала появлению романа на свет, но, наоборот, всячески поощряла Шагинян, давала о рукописи положительные отзывы и консультировала Шагинян по различным сторонам жизни Ульяновых и тем самым несла полную ответственность за эту книжку. Считать поведение Крупской тем более недопустимым и бестактным, что т. Крупская сделала все это без ведома и согласия ЦК ВКП(б), превращая тем самым общепартийное дело составления произведений о Ленине в частное и семейное дело и выступая в роли монополиста и истолкователя общественной и личной жизни и работы Ленина и его семьи, на что ЦК никому и никогда прав не давал…»
Педагогическая и партийная деятельность
Крупской принадлежит идея создания советской системы образования. Основная задача народного образования заключалась в обучении и быть основой коммунистического воспитания юных умов. Подвергала критике гуманистическую педагогику А.С. Макаренко, считала коммунистическое воспитание идеалом для советского ребенка. После ее выступления на съезде комсомола в мае 1928 Макаренко был снят с занимаемой должности руководителя колонии им. Горького. Активно участвовала в антирелигиозной пропаганде.
Надежда Константиновна за свою жизнь написала большое количество работ, посвященных партии большевиков, педагогике, воспитанию молодежи. Крупская активно поддерживала молодежь и переписывалась со многими пионерами, советскими детьми. Благодаря ее инициативе были открыты многочисленные музеи в России. В 1930-е годы была противником установления командной системы управления страной, была противником гонений и репрессий. Однако ее быстро отстранили от занимаемой должности и она вынуждена была заняться вопросами библиотечной системы.
Надежда Константиновна была удостоена степени доктора педагогических наук. До конца дней печаталась в изданиях. В 1937 году была избрана депутатом Верховного Совета СССР.
Замечание 2
Нельзя не сказать о пионерском движении, которое Крупская активно поддерживала. Надежда Константиновна считала, что пионерская организация должна помочь воспитывать детей в духе коллективизма. Пионердвижение и школа две неотъемлемые вещи. Сознательный советский школьник обязательно должен быть пионером. Основной задачей пионера являлась добыча знаний. Она говорила о том, что необходимо уходить от скучных трафаретных норм школьной программы, а переходить к красочному и насыщенному обучению. Крупская активно поддерживала юные умы, вела с ними деятельную переписку, где рассказывала о социализме и коллективизме.
В 1939 году 26 фераля Н.К. Крупской не стало. После смерти тело ее кремировали, а прах покоится в Кремлевской стене на Красной площади в Москве.
Возвращение Надежды Крупской и Владимира Ульянова в Россию
Они возвратились в феврале 1917 году в Россию, мыслями о которой жили повседневно и в которой не были много лет. В пломбированном вагоне
Владимир Ульянов
,
Надежда Крупская
и
Инесса Арманд
ехали в одном купе.
В России Надежда Константиновна Крупская встречается с мужем урывками, но держит его в курсе всех дел. А он, видя ее способности, все больше нагружает Крупскую делами.
Осенью семнадцатого года стремительно нарастают события. Днем 24 октября Надежду Константиновну находят в Выборгской районной думе и передают записку. Она раскрывает ее. Ленин пишет в ЦК большевиков: «Промедление в восстании смерти подобно».
Крупская понимает — час настал. Она бежит в Смольный. С этой минуты она неразлучна с Лениным, но эйфория счастья и успеха прошла быстро. Жестокие будни съели радость.
А потом была Гражданская война. Борьба с контрреволюцией. Болезни Надежды Константиновны. Выстрел эсерки
Фани Каплан
в Ленина. Смерть
Инессы Арманд
…
Внезапная болезнь мужа испугала Надежду Константиновну. Что бы там ни говорили, супруги были привязаны друг к другу. Елизавета Драбкина вспоминает рассказ своего друга, курсанта кремлевских курсов Вани Троицкого, как однажды, когда он поздно вечером дежурил на посту у квартиры Ленина в Кремле, Владимир Ильич попросил его, если он услышит внизу на лестнице шаги Надежды Константиновны, задержавшейся на каком-то заседании, постучать в дверь и позвать его. Ваня вслушивался в ночную тишину. Все было тихо. Но вдруг отворилась дверь квартиры, и быстро вышел Владимир Ильич.
— Никого нет, — сказал Ваня.
Владимир Ильич сделал ему знак.
— Идет, — прошептал он заговорщически и сбежал вниз по лестнице, чтобы встретить Надежду Константиновну: она шла, ступая со всем тихо, но он все же услыхал».
Советская система образования: поиск «золотой середины»
Жизнь Надежды Константиновны Крупской была неразрывно связана с педагогикой. До ареста и ссылки она успела поработать учителем в Петербургской воскресной школе. Затем были две эмиграции. И лишь в апреле 1917 г. она вместе с мужем Владимиром Лениным вернулась в Россию.
Время, проведённое за границей, Крупская потратила не только на партийную работу
Особое внимание она уделила изучению иностранных систем воспитания и образования детей. У неё возник свой образ педагогического подхода, в котором заграничный опыт соединялся с потребностями молодого советского государства
Естественно, с упором на марксистско-ленинской теорию. Согласно нему, коллектив стоял выше индивидуальности, а общественное — выше личного. Важная роль в таком подходе отводилась принципам интернационализма, обучению через труд и антирелигиозному воспитанию.
После Гражданской войны страна лежала в руинах, вся старая система была разрушена. И одной из главных проблем советского государства стала детская беспризорность. Бороться с ней пыталась «Лига спасения детей», но её ликвидировали в начале 1920-х гг. из-за несоответствия большевистским идеям. Крупская попыталась заменить Лигу другой организацией — «Друг детей». Но затея провалилась. Надежда Константиновна сделала соответствующие выводы. Она поняла, что находится на правильном пути. Нужно лишь скорректировать деятельность.
Надежда Крупская. (Wikimedia Commons)
К тому времени Крупская работала в Народном комиссариате по просвещению. И все силы бросила на формирование новой системы воспитания и образования. Советской системы. Благодаря её деятельности в стране появилось пионерская организация. За основу была взята скаутская система. Надежда Константиновна рассудила, что пионерия должна стать скаутской по форме, но коммунистической по своему содержанию. На эту тему она даже написала статью, назвав её «РКСМ и бойскаутизм».
Другая инновация Крупской — внедрение дошкольного образования. По всей стране, находящейся ещё в руинах, начали массово появляться детские сады, а вместе с ними и детские площадки. Параллельно появились первые ясли и материнские школы.
Но главная и самая трудная задача, которая встала перед Крупской, — это построение новой советской школы. Вчерашние беспризорники, трудные подростки, малолетние преступники — их необходимо было поместить в такую среду, в которой они могли бы найти себя. Стать полноценными гражданами своей страны. А добиться такого эффекта по щелчку пальцев было невозможно. Требовалось «резать по-живому» — проще говоря, полностью изменить подход к воспитанию и образованию.
Казалось, что Крупской удалось найти правильное решение. Она заявила, что хочет сделать не «школу учёбы, а школу жизни». А жизнь в её представлении была неразрывно связана с трудом. Требовалось отказаться от религиозных дисциплин. Вместо этого детям начали преподавать историю революции, победу над самодержавием и буржуазией. Был введён метод проектной работы, а за образец взяли педагогический опыт Америки. Но если за океаном упор делался на индивидуальность, то в России — на коллектив.
Спасибо большое за статью. Интересно, познавательно.