Махатма ганди

Личная жизнь

Махатма Ганди, биография которого была неразрывно связана с общественной и политической жизнью Индии, очень мало времени уделял своей семье. Женился Ганди в возрасте 13 лет на своей ровеснице Каструбе, которая стала ему верной подругой. В браке у пары родилось четверо сыновей. Так как Ганди был очень занятым человеком, Каструбе приходилось самой вести хозяйство, заниматься воспитанием детей, однако она никогда не попрекала мужа.

В 1948 году было совершено третье по счету покушение на Ганди, которое оказалось фатальным. Скончался философ 30 января 1948 года в результате смертельного ранения лёгкого. Перед смертью Ганди успел завершить начатые дела и дописать Конституцию Индии.

10 цитат Махатма Ганди

1. Прощать более мужественно, чем наказывать. Слабый не может прощать. Прощать есть свойство сильного.

2. Одолевайте ненависть любовью, неправду — правдой, насилие — терпением.

3. Принцип «Око за око» сделает весь мир слепым.

4. Единственный тиран, которого я приемлю в этом мире, — тихий внутренний голос.

5. Счастье — это когда то, что ты думаешь, говоришь и делаешь, находится в гармонии.

6. Живи так, будто завтра умрешь; учись так, будто проживешь вечно.

7. Вы не должны терять веру в человечество. Человечество — это океан; если несколько капель в океане грязны, океан не становится грязным.

8.  Одна унция практики ценнее тонн проповедей.

9. Какая разница для мертвых, сирот и бездомных, во имя чего творятся произвол и разрушения – во имя тоталитаризма или во имя демократии и либерализма?

10. Ваши убеждения станут вашими мыслями. Ваши мыли станут вашими словами. Ваши слова станут вашими действиями. Ваши действия станут вашими привычками. Ваши привычки станут вашими ценностями. Ваши ценности станут вашей судьбой.

Этот человек изменил не только себя, но и окружающий мир. Философия и жизненная позиция Ганди проста для понимания. И нашему обществу не  помешало бы немного поучиться у такого мудрого человека. Но не забывайте, что прежде всего —  начинать надо с  самого себя.

Молодость

Ганди был младшим ребенком четвертой жены его отца. Его отец — Карамчанд Ганди, который был деваном (главным министром) Порбандара , столицы небольшого княжества в западной Индии (в том, что сейчас является штатом Гуджарат ) под британским сюзеренитетом, — не имел большого значения для формального образования. Он был, однако, способным администратором, который знал, как прокладывать себе путь между капризными принцами, их многострадальными подданными и упрямыми британскими политическими офицерами во власти.

Мать Ганди, Путлибай, была полностью поглощена религией , она не особо заботилась о нарядах или украшениях, делила время между домом и храмом, часто постилась и изнашивалась в дни и ночи кормления, когда в семье была болезнь , Мохандас вырос в доме, окруженном Вайшнавизм — поклонение индуистскому богу Вишну — с сильным оттенкомДжайнизм , морально строгая индийская религия, основными принципами которой являются ненасилие и вера в то, что все во вселенной вечно. Таким образом, он принял как должное ахимса (безвредность для всех живых существ), вегетарианство , пост для самоочищения и взаимная терпимость между приверженцами различных вероисповеданий и сект.

Учебные заведения в Порбандар были зачаточными; в начальной школе, которую посещал Мохандас, дети писали алфавит в пыли пальцами. К счастью для него, его отец стал Деван из Раджкота , другое княжества. Хотя Мохандас иногда выигрывал призы и стипендии в местных школах, его успехи были в целом посредственными . В одном из заключительных отчетов он оценил его как «хорошо владеющий английским языком, хорошо знающий арифметику и слабо разбирающийся в географии; ведите себя очень хорошо, плохой почерк ». Он был женат в возрасте 13 лет и, таким образом, потерял год в школе. неуверенный Ребенок, он не светился ни в классе, ни на игровом поле. Он любил выходить на долгие одиночные прогулки, когда он не ухаживал за своим тогдашним больным отцом (который умер вскоре после этого) или помогал матери с ее домашними делами.

Он научился, по его словам, «выполнять приказы старших, а не сканировать их». С такой крайней пассивностью неудивительно, что он должен был пройти через фазу подросткового восстания, отмеченного тайным атеизмом , мелкие кражи, скрытое курение и — самое шокирующее для мальчика, рожденного в вайшнавской семье — мясоедение. Его юность была, вероятно, не более бурной, чем у большинства детей его возраста и класса. Необычным было то, как закончились его юношеские проступки.

«Никогда больше» было его обещанием самому себе после каждого побега. И он сдержал свое обещание. Под непритязательной внешностью он скрывал жгучую страсть к самосовершенствованию, которая заставила его взять даже героев индуистской мифологии, таких как Прахлада и Харишчандра — легендарные воплощения правдивости и жертвенности — как живые модели.

В 1887 году Мохандас сдал экзамен на аттестат зрелости в Бомбейском университете (ныне Университет Мумбаи ) и поступил в Самалдасский колледж в Бхавнагаре (Бхаунагар). Поскольку ему пришлось внезапно переключиться с родного языка — гуджарати — на английский, ему было довольно трудно следить за лекциями.

Тем временем его семья обсуждала его будущее. Предоставленный самому себе, он хотел бы быть врачом. Но, кроме предрассудков вайшнавов против вивисекции , было ясно, что, если он продолжит семейную традицию занимать высокие должности в одном из штатов Гуджарата, ему придется считаться адвокатом . Это означало визит в Англию и Мохандас, который был не слишком счастлив в Самалдском колледже, ухватился за это предложение. Его юношеское воображение представляло Англию как «страну философов и поэтов, самый центр цивилизации». Но перед тем, как посетить Англию, нужно было преодолеть несколько препятствий. Его отец оставил семье мало имущества; Более того, его мать не хотела подвергать своего младшего ребенка неизвестным искушениям и опасностям в далекой стране. Но Мохандас был полон решимости посетить Англию. Один из его братьев собрал необходимые деньги, и сомнения его матери развеялись, когда он дал клятву, что, находясь вдали от дома, он не будет трогать вино, женщин или мясо. Мохандас игнорировал последнее препятствие-указ руководителей Вайшья касты, к которой принадлежали Ганди, которые запретили его поездку в Англию в качестве нарушения индуистской религии и отплыли в сентябре 1888 года. Через десять дней после своего прибытия он присоединился к Внутреннему Храму, один из четырех лондонских юридических колледжей ( The Temple ).

Краткая биография Махатмы

Мохандас Карамчанд Ганди родился 2 октября 1869 года в прибрежном городе Порбандар (штат Гуджарат) в вайшнавской семье, принадлежавших к касте вайшьев. В семье было четверо детей. В 13 лет родители женили Мохандаса на девочке того же возраста по имени Кастурба…

Семья Ганди была достаточно обеспеченной, чтобы позволить детям получить хорошее образование и Мохандас в 19 лет отправился в Лондон для обучения юриспруденции. По завершению учёбы в 1891 году он вернулся в Индию для работы по специальности. В 1893 году Мохандас подписал одногодичный контракт на юридическую работу в Южной Африке.

В то время Южную Африку контролировали британцы. Попытавшись отстаивать свои права как британский подданный, он подвергся нападкам со стороны властей и увидел, что такому обращению подвергаются все индийцы. Ганди начал борьбу по защите прав своих соотечествеников и провёл с семьёй в Южной Африке 21 год, пока не добился успеха.

Ганди разработал метод действия, основанный на принципах мужества, правды и ненасилия, названный Сатьяграха. Он верил, что способ достижения результата более важен, чем сам результат. Сатьяграха пропагандирует ненасилие и гражданское неповиновение как наиболее предпочтительные способы достижения политических и общественных целей. В 1915 году Ганди вернулся в Индию. За 15 лет он стал лидером индийского националистического движения.

Используя принципы Сатьяграхи, Ганди возглавил борьбу за независимость Индии от Британии. Множество раз британцы арестовывали Ганди за его активность в Южной Африке и Индии. Он полагал, что если есть основания для тюремного заключения, то сесть в тюрьму – это честно. В общей сложности он провел в тюрьме семь лет из своей политической деятельности.

Не единожды Ганди голодал, чтобы показать остальным необходимость ненасилия. Индия получила независимость в 1947 году и была разделена на Индию и Пакистан. За этим последовали массовые конфликты между индусами и мусульманами. Ганди был приверженцем объединенной Индии, где индусы и мусульмане жили бы в мире.

13 января 1948 года он начал голодать с целью прекратить кровопролитие. Через пять дней лидеры оппозиционных партий пообещали прекратить борьбу, и Ганди прервал голодовку. Двенадцатью днями позже фанатик-индус Натхурам Годсе, противник Ганди в вопросах терпимости ко всем вероисповеданиям и религиям, трижды выстрелил в живот и грудь Махатмы. Слабеющий Махатма, поддерживаемый с обеих сторон племянницами, показал жестами, что прощает убийцу. Ушёл из жизни Ганди со словами на устах: “Джей Рам, Джей Рам”. Имя Рамы (повторение имени – Раманама) было с Мохандасом с самого детства, поддерживая и вдохновляя его на протяжении всей жизни.

пер. с англ.: Сергей ‘Нараян’ Евсеев

События биографии

Юноша активно включается в борьбу за независимость Индии от колониального владычества Британской Империи.

Махатма Ганди в молодости

  1. В 1891 году, получив диплом, возвращается на Родину. Два года служит адвокатом в Бомбее.
  2. В 1893 году по приглашению брата переезжает в Южную Африку, работает юристом, посвящает себя политике. Борется против дискриминации индусов. Своим идейным наставником называет Л.Толстого. Ведет аскетичный образ жизни, постится, отказывается от супружеских отношений, одевается в индийскую одежду.
  3. В 1904 году прекращает адвокатскую деятельность, на заработанные деньги покупает имение возле Дурбана. В нем организует ашрам, агитирует за мирное отделение Индии от Британии.
  4. В 1908 году поднимает сопротивление против унизительной процедуры регистрации индусов. Отправляется в Лондон на переговоры, арестован первый раз.
  5. В 1915 году, возвратившись на Родину, возглавляет освободительное движение. Придерживается идеи ненасильственной борьбы, осуждает классовое неравенство.
  6. Известный писатель Рабиндранат Тагор называет Ганди «Махатмой» и «Великой душой».
  7. В 1919 году впервые выводит сограждан на массовую забастовку.
  8. С 1921 года, пользуясь огромной поддержкой индийского народа, возглавляет Индийский Национальный конгресс.
  9. В марте-апреле 1930 года становитсяпредводителем Соляного марша. Британцы запрещали индийцам торговать солью. Проходит 388 км от Ахмадабада до Данди. Тысячи индийцев присоединяются к нему. 80000 человек были заключены в тюрьму. Соляной Марш широко освещался СМИ.
  10. В 1934 году из-за разногласий оставляет должность руководителя Национального конгресса. Всю жизнь Ганди добивается равноправия всех каст. Личным примером демонстрирует равенство неприкасаемых: ездит с ними в поезде, вместе обедает, устраивает голодовки для их поддержки. Призывает индийских женщин к участию в общественных делах. Осуждает ранние браки, унижающие женское достоинство.
  11. В 1942 году очередной раз арестован, приговорен к трехлетнему заключению за бойкотирование вступления Индии в противостояние с Германией и участие в митингах против колонизаторов.
  12. В 1943 году в тюрьме умирает Кастурбай Ганди.
  13. 15 августа 1947 года объявлена независимость Индии. Бывшая колония разделилась на светскую Индию и мусульманский Пакистан.
  14. В 1948 году Махатма объявляет голодовку против религиозных распрей. Экстремистские группировки сговорились с миллионером Винайяхом Саваркаром, объявили Махатму «коварным врагом», которого нужно уничтожить.
  15. Первая попытка не удалась. 20 января 1948 года в Дели после отмены голодовки на пороге дома Ганди выступает с речью. Взрывается самодельное устройство. К счастью жертв не было. Власти предоставили национальному лидеру охрану, но 78-летний Ганди от нее отказался.
  16. 30 января 1948 года Ганди обсудил с коллегами статьи будущей Конституции и отправился на вечернюю молитву вместе с племянницей. Их сопровождала толпа индусов, которые по древнему обычаю старались прикоснуться к «Отцу нации». Убийца Годзе воспользовался этим моментом и произвел три выстрела. Смертельной оказалась последняя пуля, попавшая в левое легкое. Махатма дважды произнес: «О, Рама!». Жестами показал, что простил Годзе. В 17 часов 17 минут перестало биться горячее сердце величайшего из индийцев.

Ганди в 1947 году с лордом Луи Маунтбеттеном, последним британским вице-королем Индии, и его женой Эдвиной Маунтбеттен

Преступник попытался свести счеты с жизнью, но толпа пыталась его растерзать. Охранник Ганди передал его в руки правосудия. При расследовании выяснилось, что готовился антиправительственный заговор. Двое осужденных приговорены к повешению, шестеро – к пожизненному заключению. Тело Махатмы Ганди кремировали. Сегодня на месте кремации построен мемориал Радж Гхат.

Ганди Мохандас Карамчанд

Ганди
Мохандас Карамчанд (Махатма) (1869-1948).
Вождь буржуазной индийской партии
Конгресс, известный из-за своей борьбы
за независимость Индии от
Великобритании. Настаивал на методе
ненасильственного гражданского
сопротивления. Был убит индусским
фанатиком вскоре после независимости.

+ + +

Ганди Мохандас
Карамчанд (1869-1948), один из лидеров индийского
национально-освободительного движения, его
идеолог (см. Гандизм). По образованию юрист. В
1893-1914 жил в Юж. Африке. В 1915 вернулся в Индию и
вскоре возглавил партию Индийский национальный
конгресс. Ганди непосредственно руководил
борьбой за независимость. После завоевания
Индией независимости (1947) и раздела ее на два
государства (Индийский Союз и Пакистан) Ганди
выступил против начавшихся индо-мусульманских
погромов и был убит членом индуистской
экстремистской организации. Прозван в народе
Махатмой («Великой душой»).

Другие биографические материалы:

Фролов И.Т. Основоположник идеологии и тактики
гандизма (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991).

Степанянц М.Т. Индийский мыслитель (Новая
философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред.
совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А — Д).

Дьяков А.М. Позиция Ганди была вполне приемлема для
буржуазии (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.:
Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 4. ГААГА — ДВИН. 1963).

Рыбаков Р. Борьба с неприкасаемостью и проповедь
ненасилия — наиболее важные стороны его религтозного реформаторства (Индуизм.
Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика. М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский.
1996).

Начало политической деятельности Мохандаса Карамчанда Ганди в Индии
(Новая история Индии. Отв. ред. К.А. Антонова, Н.М. Гольдберг, А.М. Осипов.
М., 1961).

Таммита-Дельгода С. Ганди и гражданское
неповиновение (С. Таммита-Дельгода. Индия. История страны. М., 2007).

Таммита-Дельгода С. Убийство Ганди (С.
Таммита-Дельгода. Индия. История страны. М., 2007).

Всегда поддерживал политику Британской империи (Дипломатический
словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948).

Один из руководителей
национально-освободительного движения Индии (Большая советская
энциклопедия).

Основатель независимой Индии (Энциклопедия
«Кругосвет» ).

Философы, любители мудрости
(биографический указатель).

Исторические лица Индии (биографический
справочник)

Сочинения:

The Collected Works of Mahatma Gandhi, v. 1—10. Delhi.
1958—63; в рус. пер.: Моя жизнь. М., 1969.

Speeches and writings, 3 ed., Madras,(1922); Young India,
1919-1922,

Madras, 1922; Young India, (2 ser., 1924-1926), N. Y., 1927;

Basic
education, Ahmedabad, (1956); в рус. пер. — Мод жизнь, (М.), 1959.

Литература:

Комаров Э. Н., Литман А. Д. Мировоззрение Мохандаса Карамчанда
Ганди. М., 1969;

Степанянц М. Т. Философия ненасилия; уроки гандизма. М., 1992.

Борьба за социализацию неприкасаемых

Проблемой, нарушавшей целостность индийского общества, было наличие каст неприкасаемых, т. е. людей, дискриминируемых тысячелетиями, начиная с рабовладельческого общества. Кстати, их доля в населении Индии – около 16%. Неприкасаемым вплоть до XX века были закрыты пути к образованию, к престижным профессиям. Им запрещено было заходить в общедоступные храмы. В чайных им отводилась отдельная посуда. За их равноправие первым поднял свой голос Махатма Ганди. Цитаты из его выступлений люди записывали на митингах, слова из них воодушевляли бесправных соотечественников, вселяли в них веру: «Сначала тебя они не замечают, потом над тобой смеются, затем с тобой борются. А все-таки побеждаешь ты».

Ганди отказывался посещать храмы, куда неприкасаемым вход был запрещен. Толпам, собравшимся у дверей этих храмов, «отец Индии» вещал: «Здесь нет Бога». И вскоре все храмы страны прекратили такую унизительную традицию.

Ганди назвал неприкасаемых детьми божьими (хариджанами). Он неутомимо проповедовал о том, что индуизм отрицает всякую дискриминацию. Благодаря его усилиям, в Индии были приняты законы, препятствующие профессиональному и социальному угнетению низших каст.

«Отец нации» тонко чувствовал самобытность социума своей страны. Когда радикальный лидер неприкасаемых доктор Амбедкар стал добиваться полного равноправия, Махатма Ганди дал ему понять, что этого делать не стоит, иначе в стране возникнет раскол. Когда же его оппонент продолжил упорствовать в своем заблуждении, Махатма выразил свой протест голодовкой. Ганди действительно был готов умереть за истину, «отец нации» убедил Амбедкара.

Личная жизнь

Жена Кастурбай стала верным соратником. Супруги прожили вместе 62 года, родили четверых сыновей: Харилал, Манилал, Рамдас и Девдас.

С женой Кастурбай

Старший сын Харилал вел неправедную жизнь, Ганди пытался повлиять на него, но был вынужден отречься от сына. Разгульное поведение привело Харилала к смерти от сифилиса.

Три сына стали единомышленниками отца. Младший Девдас хотел жениться на дочери соратника отца по Индийскому национальному конгрессу. Но Лакшми Раджаджи принадлежала к варне браминов, и Ганди был против союза детей. Межкастовые браки были запрещены по религиозным соображениям. Но со временем супруги Ганди смягчились и благословили брак.

Жена с детьми

Очень часто возникает вопрос о том, были родственниками Махатма Ганди и премьер-министр Индира Ганди. Нет, они не были родственниками. Но маленькая Индира в 2-летнем возрасте была знакома с «Отцом нации». Политические взгляды индийской «железной леди» формировались под влиянием Махатмы.

Ганди — символ борьбы против дискриминации

Со временем идеи Ганди распространились по территории всей Южной Африки. Доказательством тому служат демонстрации Ганди, на которые к началу XX века стали выходить тысячи людей. За одно такое мероприятие, несмотря на подчёркнуто мирный характер, осенью 1913 года Ганди временно арестовали по личному приказу министра обороны Южно-Африканского Союза. Летом следующего года освобождённый Ганди вновь отправился в Индию. Получив опыт активиста, Махатма решил вернуться на родину, чтобы применить там разработанные им методы борьбы за суверенитет государства. Вернувшись в Индию, Ганди стал лидером ашрама — индийской коммуны, ушедшей в лес и горы. Ганди был верен прежним методам борьбы и призывал к ненасильственному сопротивлению. Так, по инициативе Махатмы индийцы бойкотировали британские товары и учреждения, демонстративно нарушали ряд законов. Ганди распространял идеи несправедливости кастового неравенства, стремился добиться прекращения дискриминации неприкасаемых с помощью светских законов. Со временем Ганди включил в свою пропаганду идеи о гендерном равенстве, а также толерантном отношении к другим религиям. Кроме того, Махатма агитировал за развитие самостоятельного производства товаров.

Вскоре Ганди познакомился с лидерами партии Индийского национального конгресса. Поделившись с ними своими идеями, Махатма быстро стал своим среди борцов за свободу Индии.

После Первой мировой войны Британия ужесточила контроль над свободами индийского населения. В ответ на это Ганди и партия Индийского национального конгресса устроили массовые мирные демонстрации по всей стране.

Через пару лет была проведена ещё одна народная сатьяграха, имевшая огромный отклик среди индийских граждан. После неё Ганди начал активно агитировать за отказ от английских текстильных товаров, противопоставляя им нитяные изделия индийских мастеров. За антиколониальную пропаганду британцы арестовали Ганди в 1922 году. Махатма провёл около двух лет за решёткой из-за своих убеждений.

Но тюрьма не смогла сломить решительность Ганди, решившего идти до конца в борьбе за свободу Индии. Начиная с конца 20-х годов, Махатма начал ещё чаще устраивать демонстрации, агитировал против повышения цен на продукцию и за доступное для большинства граждан Индии образование. Также в этот промежуток времени Ганди публиковал в газетах по частям автобиографическую книгу «Моя жизнь».

В 1932 году Ганди вновь оказался в тюрьме, откуда индийский активист выбрался благодаря голодовке. Власти Британии опасались, что смерть заключённого ударит по репутации страны. Выйдя на свободу, Ганди продолжил заниматься делом своей жизни. Он даже открыл газету «Божьи дети», издававшуюся каждую неделю.

40-е годы стали для Ганди временем настоящих испытаний. Его вновь арестовали, но на этот раз вместе с ним в тюрьму отправилась его жена. За решёткой уже пожилому Махатме пришлось опять голодать. В 1944 году произошла трагедия — у Ганди умерла жена. Спустя некоторое время политик вышел на свободу, но здоровье его сильно пострадало от пребывания в заключении.

После окончания Второй мировой войны Великобритания, истощённая внешним конфликтом, решила вывести войска из Индии. Иметь колонию там далее было экономически просто невыгодно. Именно поэтому в августе 1947 года Индия получила независимость. Правда, не обошлось без проблем: мусульманская часть населения, подстрекаемая представителями власти, исповедующими ислам, столкнулась с индусами и буддистами. Ганди агитировал против беспорядков и раздела Индии. Но его протесты не помогли, и Пакистан отделился от Индии. Махатма провёл голодовку, выразив несогласие с отделением мусульманской части страны. Ганди достиг цели, к которой шёл всю осознанную жизнь, — он увидел свободную от британцев Индию. Но цена свободы, по мнению активиста, оказалась слишком высокой.

30 января 1948 года Ганди отправился помолиться у стен Бирла-Хаус в Нью-Дели. По дороге туда на него напал ортодоксально настроенный индус из организации противников примирения с мусульманами, которые идеологически противостояли Ганди. В результате покушения Ганди был убит.

Сейчас Ганди считается одной из величайших фигур в истории Индии. А второе октября, день рождения индийского политика, с 2007 года признано Организацией Объединённых Наций Международным днём ненасилия.

Карьера и общественная деятельность

Чтобы понять, как помочь своему народу, молодой юрист решил изучить Индию. За год он посетил немало населенных пунктов (Турал, Санекшар, Салем, Проддатер и другие), путешествовал поездом. Грязные вагоны, нищета, обозленные пассажиры… Все это отражало общую обстановку в стране и нагнетало уныние на Махатму.

Махатма Ганди в молодости

Юридическая практика как-то не заладилась. И Ганди решает круто изменить свою жизнь. Благодаря связям отца он получает должность юрисконсульта в торговом представительстве одной из индийских фирм в Южной Африке. Там юрист подключается к общественному движению по защите прав индийцев. Значительное влияние на деятеля оказали идеи ирландца М. Девитта, американца Г. Торро.

Как отстоять права сограждан и при этом избежать жертв и насилия? Как найти путь к Богу? Эти вопросы мучили молодого Ганди. Ответы он нашел неожиданно. Как-то ему в руки попалась книга Льва Толстого «Царство божие внутри вас, или христианство не как мистическое учение, а как новое жизнепонимание», изменившая его мировоззрение. Он разработал новую концепцию поведения для сограждан – сатьяграху.

Махатма Ганди в молодости

Примечательно, что создав философскую теорию, Мохандас никак не мог подобрать ей подходящее название. Пришлось даже объявить конкурс, по условиям которого автор, предложивший наиболее удачное наименование получит денежную премию. Победителем стал двоюродный племянник Ганди – Маганлал Ганди. Сатьяграха является сочетанием двух слов – сат (истина) и аграха (твердость).

Успешная деятельность в Африке вселила в философа надежду, что он может принести пользу и своей стране. Его взгляды пришлись по душе многим европейским и американским общественным деятелям. На родине Ганди достижения тоже не остались без внимания. С легкой руки соотечественника Р. Тагор Мхандаса стали называть Махатма, что значит «великая душа».

Махатма Ганди в молодости

В 1915 году философ возвращается в Индию и активно включается в политическую борьбу за независимость своей родины. Благодаря отцу для него открыты двери в большинство кабинетов членов Индийского национального конгресса. Но, поддержать его идею согласны были не все. Почему? Новая философская теория базировалась на принципах:

  • ненасильственное сопротивление;
  • гражданское неповиновение.

Махатма Ганди в Индии

В чем они заключались? Последователи Ганди должны отказаться от:

  • почестей, титулов, которые одарила Великобритания;
  • работы на госслужбе, полиции, армии;
  • покупки английских товаров.

Несмотря на такие лишения, большинство чиновников загорелись идеей отвоевать независимость.

В 1919 году Ганди впервые призвал сограждан к мирной акции: массовой забастовке и неповиновению. Миллионы индийцев в назначенный день не вышли на работу. Они шли по улицам, выкрикивая лозунги о свободе, независимости. Но, в какой-то момент, ситуация вышла из-под контроля. Толпа стала агрессивной, и начались столкновения с полицией. Не обошлось без жертв.

Махатма Ганди

Ганди арестовали, как зачинщика и осудили на шесть лет. Отбыв весь срок, Махатма вернулся к обычной жизни. Злопыхатели не обращали на философа внимания. Они считали, что бывший заключенный сломлен и его политическая карьера закончилась. По словам же самого мудреца, тюрьма дала ему время переосмыслить свою теорию, найти проблемные места.

Нет, он не вернулся в семью. Махатма основал ашрам (обитель для нуждающихся). Но, выбрал для этого не пустынную местность, а окрестности большого промышленного города Ахмадабад. Таким образом показывая, что намерен и дальше защищать народ и продолжать борьбу за независимость своей страны, проповедовать гандизм.

Статуя Махатмы Ганди

Ежедневно в ашраме собиралось немало народа, чтобы послушать мудреца. Свидетели тех дней рассказывали, что философ был плохим оратором, его жесты были нечеткими, а голос – тихим. Услышать о чем проповедует он могли, только первые ряды, но его харизмы хватало на всех.

Жестокость британцев, бездействие местных владельцев заставляли людей тщательнее прислушиваться к речам старца. И как результат, авторитет Махатмы неумолимо возрастал. Его убедительные аргументы заставляли задумываться политические элиты.

В 1947 году страна обрела независимость, но разделилась на Индию и Пакистан. Возникло вооруженное противостояние между мусульманами и лицами, исповедующими индуизм. Чтобы остановить противостояние, старец объявил голодовку. Такая радикальная мера возымела действие и вооруженный конфликт прекратился.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: