Сергей витте

Смерь «Великого реформатора»

Скончался С.Ю. Витте 28 февраля 1915 г., немного не дожив до 65 лет. Хоронили его скромно, «по третьему разряду». Никаких официальных церемоний не было. Более того, рабочий кабинет покойного был опечатан, бумаги конфискованы, на вилле в Биаррице произведен тщательный обыск.

Смерть Витте вызвала довольно широкий резонанс в русском обществе. Газеты пестрели заголовками типа: «Памяти большого человека», «Великий реформатор», «Исполин мысли». Многие из тех, кто близко знал Сергея Юльевича, выступили с воспоминаниями.

После смерти Витте его политическая деятельность была оценена крайне противоречиво. Одни искренне считали, что Витте оказал родине «великую услугу», другие утверждали, что «граф Витте далеко не оправдал возлагавшихся на него надежд», что «он ни в чем не принес стране действительной пользы», и даже, напротив, деятельность его «скорее должна считаться вредной».

Политическая деятельность Сергея Юльевича Витте была действительно крайне противоречива.

Порой она сочетала в себе несоединимое: стремление к неограниченному привлечению иностранных капиталов и борьбу против международно-политических последствий этого привлечения; приверженность неограниченному самодержавию и понимание необходимости реформ, подрывавших его традиционные устои; Манифест 17 октября и последующие меры, которые свели его практически к нулю, и т.д. Но как бы ни оценивались итоги политики Витте, несомненно одно: смыслом всей его жизни, всей деятельности было служение «великой России». И этого не могли не признать как его единомышленники, так и оппоненты.

Статья: «История России в портретах». В 2-х тт. Т.1. с.285-308www.peoples.ru

Экономическая политика Витте

Это включало, например, создание русских пароходных компаний и мореходных школ. Учреждение политехнических и инженерных институтов, поощрение сберегательных касс, реформу корпоративного права. Конвертируемость рубля, что сделало Россию одной из самых “твердых” стран мира.

Железным дорогам вообще Витте придавал большое значение. Они должны были привести изолированные и отсталые сельские районы в контакт с городским прогрессом.

Транссиб должен был бы не только осваивать сибирские ресурсы, но и обеспечивать рынок сбыта для продуктов европейской части России. И способствовал обмену между Европой и Дальним Востоком. Возможно, Россия могла бы даже стать главным посредником в торговле между Востоком и Западом. Поскольку путешествие по железной дороге было бы на три недели короче, чем путешествие по морю.

В общем экономическом плане политика Витте удалась. Производство нефти, чугуна, угля, тканей и металлов – все продемонстрировало громадный рост в десятилетие 90-х гг.

В своем отношении к участившимся за это десятилетие промышленным волнениям Витте был, конечно, более прогрессивным. Чем другие министры, мыслившие только категориями репрессий. Но он никогда не ставил под сомнение необходимость удержания заработной платы на как можно более низком уровне.

Более того, он гордился тем, что низкий уровень жизни русского крестьянства облегчал платить низкую заработную плату. По словам Витте, это дало России конкурентное преимущество перед западноевропейской промышленностью.

Сочетание экономического застоя, крестьянских беспорядков и в 1903 году большой волны забастовок на юге, привело к его смещению. 16 августа царь тихо сообщил Витте, что он “выдвинут наверх” и стал председателем Комитета министров.

Это “повышение” означало, что Витте потерял исполнительную власть министра. А также свой прежний постоянный доступ к царю.

Это был конец карьеры Витте как главного архитектора российской модернизации. Но на этом его заслуги перед Российским государством отнюдь не закончились.

Организаторская работа на посту председателя Совета министров (октябрь 1905 г. -апрель 1906 г.)

Теплый прием, организованный императором, потребность самодержавия иметь одаренного государственного деятеля в своих рядах создавали СЮ. Витте благоприятные условия для возвращения к активной государственной и политической деятельности. Но для этого необходимо было проявить себя в ослаблении революционного подъема в России. СЮ. Витте быстро сориентировался в сложной обстановке. Уже 21 сентября 1905 года он предлагал: Для сплочения общества, снижения революционного накала в России, необходимо провести некоторые демократические преобразования как в верхних эшелонах власти, так и в отношении властей с народными массами «.2 Как свидетельствует проведенный автором анализ архивных источников, исторических документов и мемуарной литературы, СЮ. Витте исходил из того, что остановить рост революционного движения можно лишь путем реформирования политической системы при сохранении самодержавия, создания условий для развития демократии в стране, укрепления положения правительства за счет крупного займа. Это и стало главным в его деятельности на посту председателя Совета министров Российской империи. Занимая эту должность с 17 октября 1905 г. по 22 апреля 1906 г., СЮ. Витте показал себя как видный организатор работы правительства, был его генератором и согласующим звеном между отдельными министерствами. Однако именно в этот период с наибольшей силой проявилась его противоречивая практическая деятельность. С одной стороны это был государственный деятель, который стремился в ответ на требования широких народных масс к развитию конституционных начал в России, а с другой стороны, он был одним из ярых приверженцев самодержавия и для его сохранения шел на самые жестокие меры с целью подавления революционного движения в стране. В октябре 1905 года обстановка в стране продолжала накаляться. Нарастание: революции привело к растерянности в правительственных кругах. В их рядах явно обозначилось два направления: сторонников военного подавления революции и тех, кто осознавал необходимость сочетать репрессивные меры с проведением назревших реформ. Сторонники реформ связывали свои надежды с выдвижением на руководящий пост энергичного и деятельного СЮ. Витте. И он делал все, чтобы убедить правяшие круги в своей пригодности для роли спасителя России». 6 октября СЮ. Витте обратился к Николаю II с просьбой принять его с предложениями о предлагаемой реформе. 9 октября он был принят царем и представил ему свои соображения о выходе из создавшегося тяжелого внутреннего положения. По его мнению, могло быть два выхода: 1) Облечь неограниченною диктаторскою властью доверенное лицо, дабы энергично и бесповоротно в самом корне подавить всякий признак проявления какого-либо противодействия правительству, хотя бы ценою массового пролития крови. Для такой деятельности граф СЮ.Витте не считал себя подготов ленным. 2) Перейти на почву уступок общественному мнению и предначертать будущему кабинету указания вступить на путь конституционный; иначе говоря, император предрешает дарование конституции и утверждает программу, разработанную С.Ю.Витте. На этой встрече СЮ.Витте, предлагая программу выхода из создавшегося кризиса, советовал, пока не поздно, пойти на уступки «общессвенному мнению» и даровать конституцию. Он утверждал, что мирное разрешение кризиса еще возможно, но правительству надлежит смело и открыто встать во главе конституционного процесса. Тогда оно «»сразу приобретет опору и получит возможность ввести движение в границы и их удерживать».: Суть предложенной царю программы СЮ.Витте сводилась к реализации на практике конституционного избирательного права всех граждан. Однако серьезные социально-экономические преобразования не планировались. Он лишь доказывал царю, что в целях успокоения рабочих необходимо ввести нормирование рабочего дня, государственное страхование, образование примирительных комиссий рабочих с администрацией и т.д. В целях ослабления аграрного движения граф предложил царю разрешить продажу крестьянам казенных земель, расширить деятельность Крестьянского поземельного банка, и, как крайнюю меру, выкуп ренты, получаемой помещиками в виде арендной платы. Для разрешения национального вопроса он считал возможным предоставление Польше, а также Грузии и ряду других областей Кавказа, автономии в области просвещения, гражданского законодательства, низшего суда.

Личная жизнь и убеждения

Во внешности Витте было что-то неуравновешенное. Короткие ноги поддерживали тяжелое туловище и голову. Всю свою жизнь он много работал, в среднем по шестнадцать часов в день. Вне этих рамок у Витте было мало интересов.

И при всем его космополитическом подходе к мировой экономике он не знал ни английского, ни немецкого и лишь немного знал французский. Он компенсировал свои языковые недостатки ма’стерской, хотя и не всегда элегантной манерой выражаться по-русски.

В личной жизни Витте была та же решительность, что и на публике. Его первая жена умерла. И, чтобы снова жениться, он должен был сначала добиться развода предполагаемой невесты. Она была еврейкой из Литвы, замужем за врачом. По слухам, их развод обошелся ему в 30 тысяч рублей.

Витте умер в марте 1915 года, озлобленный и подавленный. Тем не менее, оглядываясь назад, трудно не почувствовать, что его неудача была следствием внутренних противоречий его собственной политики.

Как мог он ожидать, что рабочие и крестьяне 1905 года не отреагируют бурно на политику снижения их жизненного уровня в интересах индустриализации?

Как можно было не ожидать, что Транссибирская магистраль спровоцирует японцев на удар. До того, как Россия сможет проявить свое присутствие в полную силу?

Как мог Витте не ожидать, что новый класс менеджеров, техников, инженеров и специалистов, не пожелают участвовать в работе государства?

Как можно было выпрашивать займы у Франции и отрицать, что Россия будет связана с французской политикой?

Но, несмотря на все это, заслуга Витте в том, что он так много сделал, чтобы втянуть отсталую деревенскую Россию в ХХ век.

И снова Витте спас положение

Но проблемы, поднятые 1905 г., были так остры, что не хватало ни мира, ни предоставления ограниченных конституционных рамок, ни даже беспощадных репрессий. Разрушения войны, сопровождавшиеся революцией, привели к концу 1905 года финансового кризиса ошеломляющих размеров.

В течение года доход приходил очень медленно. Вкладчики снимали большие суммы со сберегательных касс и требовали оплаты золотом от коммерческих банков. В конце ноября и начале декабря из Госбанка для удовлетворения настойчивых клиентов было изъято не менее 200 миллионов рублей золотом; происходило паническое бегство золота за границу.

И снова Витте спас положение. Благодаря его содействию Россия получила сначала заем от французских банков, чтобы предотвратить неминуемый крах финансов Империи. А затем, в июне 1906 года, беспрецедентный заем в размере 2 250 миллионов франков.

Хотя Россия таким образом потеряла большую часть своей международной свободы действий. Французские финансы, по крайней мере, спасли царский режим. Непосредственный кризис был преодолен, и в Империи воцарилось тревожное затишье.

Однако лично для Витте его полезность истекла. После получения французского займа он был уволен с должности, чтобы никогда не вернуться. Его последняя попытка повлиять на российскую политику была предпринята летом и зимой 1914-1915 годов. Он решительно выступал против участия России в войне против Германии.

Начало карьеры

Окончив в 1870 г. университет, Сергей Витте задумался о научной карьере, о профессорской кафедре. Однако родные — мать и дядя — «очень косо смотрели на мое желание быть профессором, — вспоминал С. Ю. Витте. — Главный их довод заключался в том, что… это не дворянское дело». К тому же научной карьере помешало пылкое увлечение актрисой Соколовой, после знакомства с которой Витте «не желал больше писать диссертации».

Избрав карьеру чиновника, он был причислен к канцелярии одесского губернатора графа Коцебу. И вот через два года первое повышение — Витте был назначен столоначальником. Но неожиданно все его планы изменились.

В России бурно развивалось железнодорожное строительство. Это была новая и перспективная отрасль капиталистического хозяйства.

Возникали различные частные общества, которые вкладывали в железнодорожное строительство суммы, превышавшие капиталовложения в крупную промышленность. Атмосфера ажиотажа, сложившаяся вокруг строительства железных дорог, захватила и Витте. Министр путей сообщения граф А.П. Бобринский, знавший его отца, уговорил Сергея Юльевича попытать счастья в качестве специалиста по эксплуатации железных дорог — в чисто коммерческой области железнодорожного дела.

Граф Алексей Павлович Бобринский, повлиявший на дальнейшую судьбу С. Ю. Витте

Стремясь досконально изучить практическую сторону предприятия, Витте сидел в станционных кассах, исполнял обязанности помощника и начальника станции, контролера, ревизора движения, побывал даже в роли конторщика грузовой службы и помощника машиниста. Полгода спустя он был назначен начальником конторы движения Одесской железной дороги, вскоре перешедшей в руки частного общества.

Однако после многообещающего начала карьера С.Ю. Витте чуть было не оборвалась совсем. В конце 1875 г. недалеко от Одессы произошло крушение поезда, повлекшее за собой много человеческих жертв. Начальник Одесской железной дороги Чихачев и Витте были преданы суду и приговорены к четырем месяцам тюрьмы

Однако пока тянулось расследование, Витте, оставаясь на службе, сумел отличиться в перевозке войск к театру военных действий (шла русско-турецкая война 1877-1878 гг.), чем обратил на себя внимание великого князя Николая Николаевича, по велению которого тюрьма для обвиняемого была заменена двухнедельной гауптвахтой

В 1877 г. С.Ю. Витте становится уже начальником движения Одесской железной дороги, а после окончания войны — начальником эксплуатационного отдела Юго-Западных железных дорог. Получив это назначение, он переехал из провинции в Петербург, где принял участие в работе комиссии графа Э.Т. Баранова (по исследованию железнодорожного дела).

Служба в частных железнодорожных обществах оказала на Витте чрезвычайно сильное влияние: дала опыт управления, научила расчетливому, деловому подходу, чувству конъюнктуры, определила круг интересов будущего финансиста и государственного деятеля.

К началу 80-х годов имя С.Ю. Витте было уже достаточно хорошо известно в среде железнодорожных дельцов и в кругах русской буржуазии. Он был знаком с крупнейшими «железнодорожными королями» — И.С. Блиохом, П.И. Губониным, В.А. Кокоревым, С.С. Поляковым, близко знал будущего министра финансов И.А. Вышнеградского. Уже в эти годы проявилась многогранность энергичной натуры Витте: качества превосходного администратора, трезвого, практичного дельца хорошо сочетались со способностями ученого-аналитика. В 1883 г. С.Ю. Витте опубликовал «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов», принесшие ему известность среди специалистов. Это была, кстати, не первая и далеко не последняя работа, вышедшая из-под его пера.

В 1880 г. С.Ю. Витте был назначен управляющим Юго-Западными дорогами и поселился в Киеве. Удачная карьера принесла ему и материальное благополучие. Как управляющий Витте получал больше любого министра — свыше 50 тысяч рублей в год.

Активного участия в политической жизни в эти годы Витте не принимал, хотя и сотрудничал с Одесским славянским благотворительным обществом, был хорошо знаком с известным славянофилом И.С. Аксаковым и даже опубликовал в его газете «Русь» несколько статей. Серьезной политике молодой предприниматель предпочитал «общество актрис». «…Я знал всех более или менее выдающихся актрис, которые были в Одессе», — вспоминал он впоследствии.

Ультрарусский, ультрадворянский и ультрамонархический

Приведенное в начале суждение Петра Бернгардовича Струве тем более ценно, что либеральный экономист, представитель легального марксизма писал так о человеке, которого характеризовали как ультрарусского, ультрадворянского и ультрамонархического. И все эти ультра, несомненно, прилагались к Витте, по обстоятельствам рождения.

Вот что писал об этих обстоятельствах сам Витте в «Воспоминаниях»:  «Отец мой, Юлий Федорович Витте, был директором департамента государственных имуществ на Кавказе. Мать, Екатерина Андреевна Фадеева, — дочь члена главного управления наместника кавказского Фадеева. Фадеев был женат на княжне Елене Павловне Долгорукой, последней из старшей отрасли князей Долгоруких, происходящей от Григория Федоровича Долгорукова, сенатора при Петре I, брата знаменитого Якова Федоровича Долгорукова».

В 1866 году Сергей поступил в Новороссийский университет в Одессе на физико-математический факультет. Учился с завидной прилежностью, выделяясь среди товарищей и поражая успехами профессоров. «…Я занимался и днём, и ночью, — вспоминал он, — и поэтому всё время пребывания моего в университете я действительно был в смысле знаний самым лучшим студентом». Он думал о научно-преподавательской карьере и, заканчивая университетский курс, подготовил диссертацию по высшей математике «Выяснение понятий о пределах».

В семье неприязненно относились к планам Сергея насчет профессуры, считая ее недворянским делом в отличие от государственной службы, которая может дать прочное положение в обществе. Да тут еще и семейные  обстоятельства. В годы его учения в университете умерли дед Фадеев и отец, которому было всего 50 лет. При жизни они неудачно поместили деньги в компанию Чиатурских копей, потерпевшую крах, так что семья осталась без средств к существованию. Сергею надлежало взять на себя часть забот о матери и двух сестрах. А хорошую стартовую зарплату молодой специалист мог получить и в то время только в высокотехнологическом секторе – на железной дороге. Помогла протекция министра путей сообщений графа В.А. Бобринского, хорошего знакомого деда Фадеева; он как раз хотел набрать на службу в свое ведомство группу математиков – выпускников университетов, рассчитывая сделать из них специалистов по финансовой части железнодорожного дела.

Детство и юность Витте

Семья Витте происходила из балтийских немцев. Отец будущего государственного деятеля, Юлиус фон Витте, окончивший Лесной и Алькустовский агрономический институты, обладал степенью кандидата философии. В 1842 году будучи титулярным советником Ю. Витте был определен на службу в Новоузенском уезде Саратовской губернии. Здесь же он познакомился с дочерью саратовского губернатора Екатериной Андреевной Фадеевой. Ради брака с Екатериной Юлиус фон Витте принял православие и новое имя и отчество – Юлий Федорович.

После рождения первенца Александра семья Витте отправилась на Кавказ, на новое место службы Юлия Федоровича. Там же родились Борис (17 июля 1848 г.) и Сергей Витте (29 июня 1849 г.). Благодаря брату Ю. Ф. Витте и его собственным заслугам на госслужбе, в декабре 1856 года братья Витте и их дети получили статус дворян.

Детство Сергея Юльевича прошло в Тифлисе. Там он проходил обучение в городской гимназии в качестве вольнослушателя. Затем он вместе с братом Борисом поступил к гимназическому учителю математики в Кишиневе.  Экстерном сдав экзамены, братья получили возможность поступить в Одесский Новороссийский университет. Сергей выбрал физико-математический факультет, а его брат юридический.

В 1870 году С. Ю. Витте получил степень кандидата и намеревался продолжить научную деятельность в институте, но по настоянию матери и дяди Витте был причислен к канцелярии главы Новороссийско-Бессарабского генерал-губернаторства.

Сергей Витте в молодости

Витте Сергей Юльевич (1849 — 1915) – министр финансов царского правительства 1892-1903 гг., глава правительства 1905-1906 гг.

Cергей Юльевич Витте родился 29 июня 1849 года в Тбилиси. Окончил математический факультет Новороссийского университета в Одессе. В 1869 году поступил на службу в канцелярию губернатора, где занимался вопросами железнодорожного сообщения. Вскоре перешел в акционерное общество Юго-западных железных дорог. С 1886 г. стал управляющим этого общества. В 1889 году С. Ю. Витте был назначен директором департамента железнодорожных дел при Министерстве финансов, в феврале 1892 г.-министром путей сообщения, а в конце августа этого же года — министром финансов. Работая в железнодорожных ведомствах, Витте разработал «Общий устав российских железных дорог», который вводил железнодорожные тарифы, выгодные для государства. Став министром финансов, проводил курс на индустриализацию страны, усилению направляющей роли государства. Способствовал укреплению финансов: в 1884 году ввел винную монополию,в 1887 г. — провел денежную реформу, установившую в России золотой рубль, увеличил бюджетные накопления.
С. Ю. Витте пытался решить аграрный вопрос, созвав в 1902 году Особое совещание по вопросам сельскохозяйственной промышленности, которое высказалось за расширение прав крестьянства, свободный выход из общины, отмену паспортной системы. В 1903 г. был уволен из-за критики дальневосточной политики правящих кругов, которые вели дело к войне с Японией. В 1905 г. Витте вновь востребован; его назначили руководителем делегации на мирных переговорах с Японией. Благодаря политическому опыту, дипломатическим способностям Витте добился почетного мира, сведя к минимуму ущерб для России. В октябрьские дни 1905 г. Николай II согласился с предложением Витте издать Манифест о даровании населению России гражданских и политических свобод и поставил Витте во главе Кабинета министров. В апреле 1906 г. С. Ю. Витте добился крупного займа во Франции (2,25 млр франков), т.к. финансы России были подорваны Русско-японской войной. Однако сразу же после этого, 22 апреля 1906 г., он был отправлен в отставку. После отставки Витте вел частную жизнь, работал над воспоминаниями, которые неднократно издавались как в России, так и за рубежом и стали важным источником для изучения истории страны. 

Звания «Почетный гражданин г.Сарапула» удостоен в 1896 году за поддержку открытия в городе отделения государственного банка, за неустанную заботу о развитии промышленности и земледелия в Сарапуле и уезде.

 Литература:

Осипов, Сергей. Золотой министр: 100 лет назад умер реформатор рубля Сергей Витте / С. Осипов // Аргументы и факты. — 2015. — № 11. — С.12.

Витте Сергей Юльевич // Почетные граждане города Сарапула: комплект из 61 открытки / авт.идеи и отв. за вып. : А.Г.Черных, С.В.Креклина, Е.Н.Шитова. — Сарапул, 2013.

Соколов, Б. В. Сто великих политиков / Б. В. Соколов. — М.: Вече, 2010. — С. 275-279.

С.Ю. Витте — выдающийся российский реформатор // Реформы в России XVIII — ХХ вв.: опыт и уроки: учеб.пособие / под ред.Я.А.Пляйса. — М., 2009. — С.174-182.

 Фигуровская, Н. Взгляды С.Ю. Витте на государственное хозяйство / Н.Фигуровская // Экономист. — 2008. — № 10. — С.80-95. 

Cамонов, С. «Бывал буквально на кресте распят…»: Министр финансов Витте и пресса / С.Самонов // Родина.- 2008. — № 1. — С.47-50.

Шепталин А. А. Витте Сергей Юльевич: почетные граждане Сарапула // Сарапул. Сарапулъ. Сарапуль / А. А. Шепталин. — Ижевск, 2007. — С. 244. 

Алексеев, А. Судьба реформатора в эпоху катаклизмов / А.Алексеев // Наука и жизнь. — 2007. — № 1. — С.64-73.

Елин, Г. Фиаско тайного советника / Г.Елин // Вокруг света. — 2004. — № 6. — С.121 — 128.

Полунов, А. Отец золотого рубля: Денежно-финансовая реформа Сергея Витте / А.Полунов // Родина. — 2003. — № 8. — С.70-71.

Рогачевская, М.А. Выдающийся государственный деятель России — Сергей Юльевич Витте / М.А.Рогачевская // ЭКО. — 2002. — № 2. — С.138-162.

Абалкин, Л. Экономические воззрения и государственная деятельность С.Ю.Витте / Л.Абалкин // Вопросы экономики. — 1999. — № 4. — С.4-26.

Корелин, А.П. С.Ю.Витте и бюджетно-финансовые реформы в России конца XIX — начала ХХ века / А.П.Корелин // Отечественная история. — 1999. — № 3. — С.42-64.

Боханов, А. «Русский Бисмарк» / А.Боханов // Родина. — 1996. — № 2. — С.77-82.

Ананьин, Б.В. Сергей Юльевич Витте: / Б.В.Ананьин, Р.Ш.Ганелин // Вопросы истории. — 1990. — № 8. — С.32-53.     

Министерство финансов

В феврале 1892 г., удачно использовав конфликт двух ведомств — транспортного и финансового, С.Ю. Витте добивается назначения на пост управляющего Министерством путей сообщения. Однако пробыл он на этом посту совсем недолго. В том же 1892 г. тяжело заболел И.А. Вышнеградский. В околоправительственных кругах началась закулисная борьба за влиятельный пост министра финансов, в которой Витте принял самое активное участие. Не слишком щепетильный и не особенно разборчивый в средствах для достижения цели, пустив в ход и интригу, и сплетню о психическом расстройстве своего покровителя И.А. Вышнеградского (который совсем не собирался оставлять свой пост), в августе 1892 г. Витте добился места управляющего Министерством финансов. А 1 января 1893 г. Александр III назначил его министром финансов с одновременным производством в тайные советники. Карьера 43-летнего Витте достигла своей сияющей вершины.

Правда, путь к этой вершине был заметно осложнен женитьбой С.Ю. Витте на Матильде Ивановне Лисаневич (урожденной Нурок). Это был не первый его брак. Первой женой Витте была Н.А. Спиридонова (урожденная Иваненко) — дочь черниговского предводителя дворянства. Она была замужем, но не была счастлива в браке. Витте познакомился с ней еще в Одессе и, полюбив, добился развода.

Графиня М.И. Витте (Лисаневич) — жена С.Ю. Витте, 1905 г.

С.Ю. Витте и Н.А. Спиридонова обвенчались (видимо, в 1878 г.). Однако прожили они недолго. Осенью 1890 г. супруга Витте скоропостижно скончалась.

Примерно через год после ее смерти Сергей Юльевич встретил в театре даму (тоже замужнюю), которая произвела на него неизгладимое впечатление. Стройная, с серо-зелеными грустными глазами, загадочной улыбкой, чарующим голосом, она показалась ему воплощенным очарованием. Познакомившись с дамой, Витте стал добиваться ее расположения, убеждая расторгнуть брак и выйти замуж за него. Чтобы добиться от ее несговорчивого мужа развода, Витте пришлось заплатить отступные и даже прибегнуть к угрозам административными мерами.

В 1892 г. он женился-таки на горячо любимой женщине и удочерил ее ребенка (своих детей у него не было).

Новый брак принес Витте семейное счастье, но поставил в крайне щекотливое социальное положение. Сановник высшего ранга оказался женатым на разведенной еврейке, да еще в результате скандальной истории. Сергей Юльевич даже был готов «поставить крест» на карьере. Однако Александр III, вникнув во все подробности, сказал, что этот брак только увеличивает его уважение к Витте. Тем не менее Матильда Витте не была принята ни при дворе, ни в высшем обществе.

Надо заметить, что отношения и самого Витте с высшим светом складывались далеко не просто. Великосветский Петербург косо смотрел на «провинциального выскочку». Его коробили резкость Витте, угловатость, неаристократичность манер, южный выговор, плохое французское произношение. Сергей Юльевич надолго стал любимым персонажем столичных анекдотов. Его быстрое продвижение вызывало неприкрытые зависть и недоброжелательство со стороны чиновников.

Наряду с этим к нему явно благоволил император Александр III. «…Он относился ко мне особливо благосклонно», — писал Витте, — «очень любил», «верил мне до последнего дня своей жизни». Александру III импонировали прямота Витте, его смелость, независимость суждения, даже резкость его выражений, полное отсутствие подобострастия. Да и для Витте Александр III остался до конца жизни идеалом самодержца. «Истинный христианин», «верный сын православной церкви», «простой, твердый и честный человек», «выдающийся император», «человек своего слова», «царски благородный», «с царскими возвышенными помыслами», — так характеризует Витте Александра III.

Заняв кресло министра финансов, С.Ю. Витте получил большую власть: ему теперь были подчинены департамент железнодорожных дел, торговля, промышленность, и он мог оказывать давление на решение самых важных вопросов. И Сергей Юльевич действительно показал себя трезвым, расчетливым, гибким политиком. Вчерашний панславист, славянофил, убежденный сторонник самобытного пути развития России в короткий срок превратился в индустриализатора европейского образца и заявил о своей готовности в течение короткого срока вывести Россию в разряд передовых промышленных держав.

Внутренняя политика С.Ю. Витте

Витте С.Ю.

Сергей Юльевич являлся государственным деятелем и квалифицированным дипломатом. Начатая предшественниками С.Ю. Витте на посту министра финансов политика достигла высот в период с 1893 по 1906 года (до 1903 года он являлся председателем комитета министров, а после – председателем Совета министров). 

Все реформы С.Ю. Витте расцениваются как серьезная попытка модернизации России. Одним из направлений развития протекционизма стало ускоренное продвижение промышленности, усовершенствуются налоговая и аграрная отрасли.

Реформы финансов

В 1983 году представлена подробная программа Министерства финансов, включающая в себя проект реформирования налоговой системы. Проект являлся долгосрочным и предполагал следующие экономические изменения в стране:

  • Установление и жесткая регламентация новой таможенной политики;
  • Установление международных торговых связей на основе выгодных договоров (Германия, Австро-Венгрия, Франция и другие европейские государства);
  • Законодательное закрепление установленных железнодорожных тарифов;
  • Начало создания новой налоговой системы в области предпринимательства и торговли.

В 1893 – 1894 годах запускается процесс внедрения государственной монополии на производство этилового спирта и продажу винно-водочной продукции. Данное нововведение позволило установить дополнительные поступления в бюджет (миллион рублей в день).

В 1895 – 1896 годах принят ряд законов, касающихся введения новых принципов государственных заказов. С этого времени они финансировались на средства из бюджета страны и располагались только на ее территории.

  1. 1894 – 1896 гг. Осуществляется серия конверсионных займов на французской финансовой бирже в Париже, что в короткие сроки стабилизировало курс российской валюты и снизило инфляцию.
  2. Введено золотое содержание рубля. С 1897 года кредитные билеты могли быть свободны обменены на слитки золота (империалы) и золотые монеты (полуимпериалы).
  3. Государственный банк Российской империи стал монопольным эмитентом в сфере выпуска новых денежных единиц. Ограничение вводилось только на количество выпускаемых купюр – дополнительные билеты, которые не были обеспечены золотом, не должны превышать 300 миллионов рублей.

8 июня 1898 года введен основной и дополнительный промысловый налог, что обеспечило новые поступления в государственный бюджет за счет акцизных сборов со следующих товаров:

  • Водка;
  • Табак;
  • Спички;
  • Керосин;
  • Сахар.

Одним из направлений в политике Сергея Юльевича стало привлечение иностранного капитала в Россию. Так к началу ХХ века поступления от европейских держав составили 2,3 миллиарда рублей.

В процессе внедрения денежной политики С.Ю. Витте Россия значительно увеличила свой бюджет, а рубль стал стабильной мировой валютой.

Реформы в сфере железнодорожного хозяйства

В 1889 году издано Временное положение о железнодорожных тарифах, меняющее направления грузопотоков с опорой на отечественного производителя.

К 1902 году, за счет выкупа убыточных железных дорог, 2/3 путей на территории Российской империи находились в собственности государства. Развитию тяжелой промышленности способствовало строительство новых линий: Среднеазиатской, Пермь – Котласской, Вологодско-Архангельской и Транссибирской.

Реформы в области промышленности

Сергей Юльевич считал основой промышленного развития России увеличение числа квалифицированных кадров. К началу ХХ века в стране учреждены 3 политехнических института, 73 коммерческих училища, 35 училищ торгового мореплавания, а также промышленно-художественные заведения, в том числе Строгановское училище технического рисования.

В 1897 году разработан закон о сокращении рабочего времени на фабриках, введены вознаграждения рабочим, которые потеряли трудоспособность в результате несчастного случая в процессе работы. В 1903 году появляется новая должность – фабричный староста, осуществляющий надзор за исполнением законодательства на производстве.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: