Босх, иероним. картины с названиями. годы жизни (1450-1516)

Интересные факты из жизни

    • Ввиду творчества художника и его необычного виденья, среди коллег было принято называть Босха «почетным профессором кошмаров».
    • Увлечение живописью пришло к художнику от родственников по мужской линии. Ему даже не пришлось заниматься искусством в специализированной школе – все умения он приобрел в мастерской своей семьи.
    • Босх не был беден. Неплохое состояние и положение в обществе дала ему удачная женитьба.
    • Творения Иеронима нельзя назвать соответствующим духу того времени. Преимущественно он занимался работами религиозной тематики. Но при этом его видение религии сильно противоречило существующему на тот момент времени. Что самое странное, то Церковь принимала его картины безо всякой критики, несмотря на многие нюансы.
    • Смерть известного художника окутана тайной. Ведь его тело было захоронено с торжеством и почестями в часовне церкви, в родном городе. Спустя столетия могила Босха была вскрыта, но, к огромному удивлению, она оказалась пустой, и не содержала останков ни художника, ни кого-либо еще. Дальнейшие раскопки были поспешно остановлены после исследования осколка надгробия с его могилы, который под микроскопом начал нагреваться и светиться.

Мрак и ужас Средневековья[править]

Нажмите для проигрывания

Включаем музыку для фона и читаем статью

Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри.

Монах Хосе де Сигуенса

Казалось бы, он не первый и не последний, кто создавал религиозные картины со сложными символами, и не первый, кто конструировал лики демонов и бесов, не каноничных для церковной иконографии. Но собака зарыта в вопросе, КАК он соединял ребусы символов со своей уникальной фантазией.

А, как известно, Голландия и Фландрия в те времена были постоянным лакомым куском для всевозможных завоевателей (тут и англичане, и французы, и бургундцы, и немцы, и, конечно, испанцы), крупнейшим торгово-промышленным регионом Западной Европы, что переполнен своенравными городскими коммунами с тлеющими то тут, то там ересями, а также рассадником массовых эпидемий от портовых крыс и шлюх. Короче, жизнь здесь всегда была нескучной. А Босх гарантированно имел перед глазами кучу материала для вдохновения.

Шок-контент под увеличительным стеклом[править]


Босх накажет. (Фотошоп. Винда. Начало XXI века)

В комнате луч света
Тишиной храним
В тишине шатаясь
Пляшет Иероним.

«Пикник»

Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей. Дело вкуса, как далеко вы будете копать, всматриваясь в потемневшие от времени доски старого мастера. И только ваше дело, что вы будете искать среди этого паноптикума — смысл жизни или средство скоротать вечерок. Детализация очень высока, поэтому стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе. Фантазия Босха соединяла не просто разные элементы животных, как было принято в его время при изображении демонов или монстров. Каким-то образом он додумался соединять в своих созданиях вообще левые предметы — например, музыкальные инструменты срастались с пузатыми жабами, а ноги росли оттуда, где как бы должны быть головы.

Вы здесь

Главная Необычное Иероним Босх и инопланетяне

Иероним Босх и инопланетяне

Картины Босха – сплошной символизм, а потому являются настоящей находкой для желающих разгадывать загадки. Вот к примеру несколько расшифровок его творчества: стрелы – это зло, лестница – познание, перевернутая воронка – символ обмана и мошенничества. Сова во все времена и у всех народов обозначала мудрость. Но у Босха совы на полотнах выглядят как будто бы больными. Таким образом художник пытался показать зрителю человеческую глупость и отсутствие духовности.

Не ангел и не демон

Иероним Босх, «Сад земных наслаждений», фрагмент.

И дед, и отец, и два его дяди были художниками, а потому неудивительно, что Иеронимус ван Акен (настоящее имя Иеронима Босха) тоже стал живописцем. Для этого ему даже не пришлось обучаться живописи на стороне – семейная мастерская, где исполнялись заказы на стенные росписи и изготовление церковной утвари, стала Акену отличной школой.

Незадолго до смерти отца мастерская перешла к Иерониму, а удачная женитьба Босха на богатой наследнице (а также ранняя и довольно загадочная ее смерть) обеспечили художнику безбедное существование и возможность творить так, как ему вздумается.

И вот тут начинается самая настоящая чертовщина. Поскольку Иероним Босх занимал к тому времени видное положение в своем родном городке Хертогенбосе, его творения (а занимался он в основном росписью храмов и изготовлением церковных триптихов) не подвергались критике. Но как могла пропустить церковь, скажем, такую, сотворенную Босхом соборную фреску: толпа верующих протягивает руки к небесам; оттуда, окруженный зеленоватым светом, к ней спускается ослепительно-белый шар. А в центре шара изображен… святой? ангел? Ничего подобного! Это совершено загадочная, мало похожая на человека (да и на святого тоже) фигура, полностью лишенная одежды. Многие из современных исследователей считают, что живший в XV веке мастер изобразил на фреске… прибытие на Землю инопланетян!

Иероним Босх, «Вознесение праведников».

Сверху вниз на Иисуса

Иероним Босх, триптих «Поклонение волхвов».

Триптих «Поклонение волхвов». Все живописцы, бравшиеся за этот сюжет, писали эту сцену «снизу» – с точки зрения молящегося. Только Босх позволил себе взглянуть на младенца Иисуса сверху – и это тоже сошло ему с рук.

В «церковных» произведениях Босха нечасто встречаются «классические» черти с рогами или ангелы с крыльями. Но везде присутствуют жуткие, совершенно невообразимые лица, которые можно встретить лишь в аду, как думали его современники, либо на других планетах, как считают некоторые исследователи нашего времени.

А американская исследовательница творчества Босха Линда Харрис считает, что многие видения Страшного суда на его полотнах абсолютно точно отображают современные нам картины войн и катаклизмов.

Есть предположение, что живопись Босха совершенно естественно вытекает из окружения, в котором жил и работал художник. Дело в том, что в то время в Нидерландах появилось множество откровенно еретических с точки зрения «официальной» религии сект и движений – некоторые из них серьезно увлекались черной магией, астрологией и алхимией.

Куда он делся?

Иероним Босх, «Страшный суд».

Художник жил очень замкнуто и не стремился к славе – из десятков своих произведений он подписал своим именем только семь. Никто не может с уверенностью сказать, как Босх выглядел – дошедшие до нас портреты живописца вызывают у специалистов определенные сомнения. А после смерти художника  количество загадок, окружавших его имя, только увеличилось.

Иероним Босх, «Страшный суд», фрагмент.

Иероним Босх умер в 1516 году в родном Хертогенбосе, в возрасте 66 лет, и был торжественно, при большом скоплении народа, похоронен в часовне церкви святого Иоанна. Но когда в 1977 году могилу вскрыли, то оказалось, что она… пуста! Руководивший раскопками историк Ханс Гаальфе рассказал журналистам, что на могиле Босха лежал странный надгробный камень, не похожий на гранит или мрамор. Когда частицу этого камня положили под микроскоп, то она начала светиться, а температура ее поверхности вдруг возросла на три с лишним градуса.

Прослышав об этих странностях, церковь немедленно запретила раскопки, и тайна смерти художника, как и его произведений, так и осталась нераскрытой.

Напомню, что также вы можете посмотреть видео «Космические корабли на древних иконах и фресках».

8577 просмотров

Константин Федоров

Биография

Памятник Босху в Хертогенбосе

Ерун ван Акен родился около 1450 года в Хертогенбосе (Брабант). Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха, ум. 1454) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Поскольку о становлении Босха как художника ничего не известно, предполагается, что первые уроки живописного ремесла он получил в семейной мастерской.

Собор Св. Иоанна в Хертогенбосе

Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе, который в те времена входил в состав Бургундского герцогства, а сейчас является административным центром провинции Северный Брабант в Нидерландах. Первое упоминание Босха в архивных документах относится к 1474 году, где он именуется Jheronimus.

В соответствии со сведениями о жизни художника, сохранившимися в городском архиве, в 1478 году умер его отец, и Босх унаследовал его художественную мастерскую. Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы — в первую очередь стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари. «Хиеронимус-живописец» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города — Den Bosch — в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам.

Брак

Около 1480 года художник женится на Алейт Гойартс ван дер Меервене, которую, по-видимому, знал с детства. Она происходила из богатой купеческой хертогенбосской семьи. Благодаря этому браку Босх становится влиятельным бюргером своего родного города. Детей у них не было.

Братство Богоматери

В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») — религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью. В архивных документах имя Босха упомянуто несколько раз: ему, как живописцу, поручались разнообразные заказы, начиная от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства и заканчивая написанием створок алтаря для капеллы Братства в соборе св. Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра.

В 1497 году умер его старший брат Госсен ван Акен. В 1504 году Босх получает заказ от наместника Нидерландов Филиппа Красивого на триптих «Страшный суд».

Смерть

Живописец скончался 9 августа 1516 года, отпевание совершалось в упомянутой капелле собора. Торжественность проведения этого обряда подтверждает теснейшую связь Босха с Братством Богоматери.

Полгода спустя после смерти Босха его жена раздала наследникам то немногое, что осталось после художника. Есть все основания считать, что Иероним Босх никогда не был владельцем какой-либо недвижимости. Жена Босха пережила мужа на 3 года.

Творчество художника

Творчество Босха началось с росписей деталей различных алтарей, капелл. Одной из первых выдающихся работ Иеронима Босха была роспись створок алтаря в соборе Святого Иоанна. Надо заметить, что это работа очень понравилась Филиппу Красивому, который впоследствии стал королем Кастилии.

   Босх был жизнерадостным и общительным человеком, но за пределы своего села Оерошорт выезжал очень редко и недалеко, где поселился после женитьбы.

Картины Иеронима Босха до сих пор остаются загадкой для искусствоведов. На его счет записано около 40 картин. Возможно, их было и больше, но художник никогда не подписывал свои работы.

Помимо рисования Босх занимался изготовлением гравюр, был неплохим кузнецом. Однажды он сделал огромную роспись на стекле в церкви, а также изготовил отличную металлическую рамку.

Картины Босха висели во многих королевских дворах, и вызывали восхищение его современников. Жизнь Босха закончилась 9 августа 1516 года, в городе, где он и родился.

На полотнах художника часто встречаются чудовища, забавные или дьяволические фигуры, вышедшие из народных легенд, аллегорических поэм, морализированной религиозной литературы, а также направлений позднего готического искусства. Такие работы в биографии Иеронимуса Босха, как «Garden of Earthly Delights» , спутывают аллегории. Однако символизм этих работ непонятен, вызывает различные толкования.

Он был одним из первых художников Европы, изобразившим на своих полотнах сцены повседневной жизни, хотя часто с ненормальными элементами.

Король Испании Филипп Второй собирал некоторые из лучших творений Босха. «Temptation of St. Anthony» (Лиссабон), «The Last Judgment» являются часто встречаемыми темами в творчестве художника. Другие картины Босха представлены в Эскориале, Брюсселе. Примеры «Adoration of the Magi» представлены в музее «Метрополитен», музее Филадельфии, где также находится «Mocking of Christ».

В биографии Босха глубокое влияние оказало творчество Питера Брейгеля. В 20 веке Иеронимуса воспринимали как предвестника сюрреализма. Работы Босха до сих пор впечатляют современных художников. Картины Босха часто подделывали, а стиль копировали. Сам же художник за всю свою жизнь продал лишь 7 полотен. Со временем ученые стали приписывать руке Босха все меньше и меньше работ, считавшихся до этого его произведениями. К началу 21 века названо всего 25-30 картин, точно являющихся творением Босха.

Его техника называется алла прима. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. На основании результатов современных исследований творчества Босха искусствоведы относят к сохранившемуся наследию Иеронима Босха 25 картин и 8 рисунков. Картины — это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Лишь 7 творений Босха подписаны. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.

Загадочный Босх

О жизни Еруна Антонисона ван Акена, более известного как Иероним Босх, знаем мизерно мало. Хотя на пике своей карьеры он был достаточно известен по всей Европе. Однако даже те сведения, которые всё же дошли до нашего времени — вызывают больше вопросов, нежели дают ответов.

Мы достоверно не знаем, как реально выглядел Босх, так как те несколько автопортретов, которые дошли до нас, у многих исследователей вызывают сомнения: а действительно ли они принадлежат кисти художника. Мало того, Босх не оставил после себя каких-либо дневников, писем или документов. Видимо, таким образом он решил остаться в тени истории.

Хотя стоит отметить, что до наших дней дошел уникальный литературный портрет великого мастера, созданный в конце XVI века Д. Лампсониусом — поэтом и ученым, жившим в Брюгге: «Что означает, Иеронимус Босх, этот твой вид, выражающий ужас, и эта бледность уст? Уж не видишь ли ты летающих призраков подземного царства? Я думаю, тебе были открыты и бездны адского Плутона, и жилища ада, если ты мог так хорошо написать твоей рукой то, что сокрыто в самых недрах преисподней».

Биография Иеронима Босха

Ерун ван Акен родился около 1453 г. в Хертогенбосе (Брабант). Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана сживописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Поскольку о становлении Босха как художника ничего не известно, предполагается, что первые уроки живописного ремесла он получил в семейной мастерской. Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы — в первую очередь, это стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари. Так что «Хиеронимус-живописец», как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо, из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.

Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе, который в те времена входил в состав Бургундского герцогства, а сейчас является административным центром провинции Северный Брабант в Нидерландах. В соответствии со сведениями о жизни художника, сохранившимися в городском архиве, в 1478 г. умер его отец, и Босх унаследовал его художественную мастерскую. Он вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») — религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 г. и состоявшее как из монахов, так и мирян.

Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. В архивных документах имя Босха упомянуто несколько раз: ему, как живописцу, поручались разнообразные заказы, начиная от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства и заканчивая написанием створок алтаря для капеллы Братства в соборе св. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516 г. Торжественность проведения этого обряда подтверждает теснейшую связь Босха с Братством Богоматери.

Затем последовало обучение в нидерландских городах Харлеме и Делфте, где молодой художник познакомилея с искусством Рогира ван дер Вейдена, Дирка Боутса, Гертгена тот Синт Янса, влияние которых ощущалось потом в разные периоды его творчества. В 1480 г. Босх вернулся в Хертогенбос уже свободным мастером-живописцем. 

В следующем году он заключил брак с Алейд Гойартс ван дер Меервенне (Мервей). Эта девушка из богатой и знатной семьи принесла в приданое мужу солидное состояние, предоставив ему право распоряжаться им по своему усмотрению.
Брак Иеронима не был особо счастливым (супруги не имели детей), но он дал художнику материальное благополучие, положение в обществе и независимость: даже выполняя заказы, он мог себе позволить писать так, как хотел. 

Поэтому, предположительно, первые известные его картины, носившие сатирический характер, относятся к середине 1470-х гг. Созданные в 1475-1480гг. картины «Семь смертных грехов», «Брак в Кане», «Фокусник» и «Удаление камней глупости» («Операция глупости») носят ярко выраженный нравоучительный характер с элементами иронии и сатиры.

Не случайно испанский король Филипп II распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Здесь еще чувствуется неуверенность штриха молодого художника, он использует лишь отдельные элементы символического языка, которые позже заполнят все его произведения.

Немногочисленны они и в картинах «Операция глупости» и «Фокусник», высмеивающих людскую наивность, которой пользуются шарлатаны, в том числе и в монашеском одеянии.

Еще острее Босх высмеял церковников в картине «Корабль дураков» (1490-1500гг.), где подвыпившие монашкa и монах горланят песню в компании простолюдинов на утлом суденышке, управляемом шутом. 

Резко осуждавший развращенность духовенства, Босх все же вряд ли являлся еретиком, как утверждал современный немецкий искусствовед В. Френглер. Хотя свой путь к постижению Бога он искал вне официальной церкви.

Просвещаться дальше[править]

Историчность подтверждена аннунаками. Неолурк образовательный
Историки Абсентис • Бушков • Гумилёв • Понасенков • Радзинский • Резун-Суворов • Соколов • Стариков • Фоменко • Андрей Зелев
Вымершие государства Вавилон • Великое княжество Литовское • ГДР • Дальневосточная республика • Древний Египет • Древний Рим • Древняя Греция • Израильское царство • Монгольская империя • Протекторат Богемии и Моравии • СССР • Хазарский Каганат
Вымершие сословия Викинги (Энциклонги) • Гладиаторы • Морские пираты • Офени • Пещерные люди • Пилтдаунский человек • Рыцари • Самураи • Фарцовщики
Терминология Бандеровщина • Гетто • Госдеп • Децимация • Железный занавес • Загнивающий капитализм • Инквизиция • Казачество • Кровная месть • Коммунизм • Маленькая победоносная война • Недавно • План Даллеса • План Путина • Реконструкции • Тоталитаризм • Фальсификация истории
История России Древняя Русь • Царская Россия (Россия в 1839 году) • Совок • Восьмидесятые • Девяностые • Нулевые • Десятые
Исторические личности Александр Невский • Иван Грозный • Алексей Михайлович • Пётр I • Екатерина II • Александр Суворов • Княжна Тараканова • Козьма Прутков • Николай I • Александр II • Николай II • Кшесинская • Столыпин • Прокудин-Горский • Распутин • Унгерн • Махно • Чапаев • Ленин • Павлик Морозов • Троцкий • Тухачевский • Ежов • Стаханов • Космодемьянская • Сталин • Берия • Жуков • Хрущев • Брежнев • Горбачев • Ельцин • Путин • Медведев Не наши: Эдип • Соломон • Гармодий и Аристогитон • Александр Македонский • Гай Марий • Сулла • Цезарь • Иисус • Калигула • Нерон • Вителлий • Гелиогабал • Жанна д’Арк • Влад Цепеш • Колумб • Иероним Босх • Леонардо да Винчи • Кортес • Декарт • Паскаль • Спиноза • Лейбниц • Вольтер • Руссо • Дидро • Шевалье д’Эон • Бомарше • де Сад • Наполеон • Карл Маркс • ван дер Люббе • Рём • Гитлер • Геббельс • Геринг • Менгеле • Лубурич • Бальдур фон Ширах • Франко • Мао Цзэдун • Ходжа • Че Гевара • Кеннеди • Пол Пот • Пиночет • Бокасса • Иди Амин • Саддам Хусейн • Джордж Буш • Каддафи • Обама • Трамп
Древний мир Древняя Украина • Эпоха динозавров • Троянская война • Ветхий Завет • Галльское нашествие на Рим • Слава Герострата • Пиррова победа • Пунические войны • Заговор Катилины • Парфянский поход Красса
Средневековье и Новое время Крестовые походы • Татаро-монгольское иго • Куликовская битва • Эпидемии чумы • Охота на ведьм • Имдинская война • Испано-нидерландская война • Овцы съели людей • Письмо запорожских казаков • Восстание Пугачёва • Мятеж на «Баунти» • Великая французская революция • Отечественная война 1812 года • Крымская война • Гражданская война в США • Дикий Запад • Дело Дрейфуса • Англо-бурская война • Русско-японская война • Титаник
Новейшее время Первая мировая война (Братание) • 1917 год • Гражданская война в России • Голодомор • Марсельское убийство • Полёт Леваневского • Сталинские репрессии (Закручивание гаек) • Мюнхенский сговор • Пакт Молотова-Риббентропа • Советско-финская война • Великая Отечественная война (28 героев-панфиловцев • Арктические конвои • Блокада Ленинграда • Бомбардировка Дрездена • Заговор генералов • Коллаборационизм • Ленд-лиз • Холокост) • Холодная война (Корейская война • К-19 • Полет Пауэрса • Берлинская стена • Вьетнамская война • Корейский Боинг) • Афганская война • Ирано-иракская война • Чеченская война • Геноцид в Руанде • Коробка из-под ксерокса • Бросок на Приштину • АПЛ «Курск» • Война в Южной Осетии • Арабские бунты • Наводнение в Крымске • Вежливые люди • Конфликт в Донбассе • Военная операция в Сирии • Карабах
Отдельные истории We Wuz Kangz • 3,62 • Арабо-израильские войны • Геноцид армян • Говно мамонта • Деятельность генерала Мороза • Иван Грозный убивает своего сына • • Космическая гонка • Котлы • Крым • Масоны • Римские папы • Русская деревня • Семь чудес света • Советско-японские войны • Югославские войны

Срачи и спекуляции[править]


Искушение святого Антония. Парад уродцев и монстров

Босха подделывали много и часто, с конца XIX века практически повсеместно можно найти кучи копий, реплик и подделок его картин разной степени качественности. А тайны, что скрывали жизнь и творчество художника, только усугубляли спекуляцию, нагоняя ажиотаж вокруг его на самом деле не особо многочисленных картин.

Одни считали его кем-то вроде сюрреалиста XV века, извлекавшего свои образы из глубин подсознания. На Босха даже напяливают ранг предтечи доктора Фройда. Правда, его видения, в отличие от произведений сюрреалистов, смотрятся куда более реалистичными и материальными. Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин» — алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии… Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным.

В произведениях Босха нечасто встречаются «классические» черти с рогами или ангелы с крыльями, но полно и оригинальных для той эпохи харей, рож и морд, которые можно встретить лишь в аду. Современники были в этом уверены.

Такой художник не мог не породить ещё пачку загадок и мутных теорий.

  • Иероним умер в родном Хертогенбосе в возрасте около 65 лет и был торжественно похоронен в часовне церкви Святого Иоанна. Но когда в 1977 году могилу вскрыли, то она оказалась пустой. По документам за века гроб никто не вскрывал, но куда отправился погулять скелет, никто так и не смог объяснить.
  • Весьма популярна теория, что картины художника — это ребус. Сложный язык метафор, символов и знаков, понятный для тогдашних жителей Западной Европы. Но мы со своей колокольни просто не способны полностью понять и прочувствовать, что же там сказано.
  • По мелочи — Босх был членом секты, в которой регулярно проводились оргии, и именно это стало прототипом всех изображаемых им сцен.
  • На картинах встречаются вполне узнаваемые динозавры.
  • Конечно же, он был наркоманом и все свои произведения написал в угаре.
  • И напоследок: гвоздь упоротой программы — Босх был пришельцем из галактических глубин и просто писал то, что видел, путешествуя по необъятной Вселенной. По каким-то причинам он задержался на Земле и оставил нам живописное свидетельство.

Загадки Иеронима Босха

Подробности
Категория: Изобразительное искусство и архитектура конца XVI-XVIII веков
Опубликовано 07.05.2018 10:33
Просмотров: 1892

Картины Босха загадочны, не всегда возможно их расшифровать.

Всё-таки время Босха – далёкая от нас по времени эпоха, в которой существовали свои способы художественного выражения, свои символы, нам уже не совсем понятные. Своеобразен и  стиль художника.В биографии же Босха в основном нет особых загадок, поэтому факты его жизни мало что могут помочь объяснить в его произведениях. Но, тем не менее, кое-что из биографии художника узнать интересно. 

Из биографии

Портрет Босха. Предположительно, автором является французский художник Жак Ле Бук. Карандаш, сангина, 41×28 см. Муниципальная библиотека (Аррас)Иероним Босх – выдающийся нидерландский живописец. Жил он в 1450-1516 гг.Настоящее его имя Еру́н Анто́нисон ван А́кен, а Босх – это псевдоним, созданный по сокращённому названию его родного города Хертогенбос (Den Bosch). В этом городе создан Арт-центр Иеронима Босха. Здесь собраны репродукции всех работ художника в натуральную величину в рамках ручной работы. Верхний этаж башни (на высоте 40 м) представляет замечательный вид на родной город Иеронима Босха. В цокольном этаже романского здания воссоздана мастерская художника.

Арт-центр Иеронима БосхаИероним Босх родился в большой семье потомственных художников: дед, отец и все братья отца были художниками. Скорее всего, первые уроки живописи он получил в семье. После смерти отца Босх унаследовал его художественную мастерскую.Семейная жизнь Босха тоже была благополучной, если не считать того, что у них не было детей.О религиозных воззрениях художника можно судить по тому, что он состоял в Братстве Богоматери – религиозном обществе Хертогенбоса. Это братство занималось и благотворительностью. А Босх, как живописец, выполнял различные заказы, в том числе расписывал створки алтаря для капеллы Братства в соборе св. Иоанна. Его известный триптих «Страшный суд» также был создан по заказу. Конечно, являясь членом Братства, художник был знаком с богословской литературой. Он был довольно осведомлен и о достижениях современных ему наук, интересовался алхимией, астрологией, народной медициной, чёрной магией, был знатоком народной мудрости: пословиц, загадок, притч.Одним словом, Иероним Босх был образованным человеком своего времени. И свои познания умело претворял в мир фантастических образов.К сохранившемуся наследию Иеронима Босха учёные относят 25 картин и 8 рисунков. Есть ещё ряд произведений, приписываемых ему.Умер Босх в 1516 г. и похоронен в своём родном городе.Загадки Босха скрыты в его творчестве.

Искушение святого Антония. 1505—1506 гг.

Иероним Босх. Искушение святого Антония. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия. Wikimedia.commons.org

Искушение святого Антония. Ещё один фантастический триптих Босха. Среди вороха монстров и чудищ — четыре сюжета из жизни отшельника.

Сначала святого в небе терзают бесы. Их послал Сатана. Ему не давало покоя, что тот борется с земными искушениями.

Измученного святого бесы бросили на землю. Мы видим, как его, обессиленного, ведут под руки.

На центральной части святой уже стоит на коленях среди загадочных персонажей. Это алхимики пытаются соблазнить его эликсиром вечной жизни. Как мы знаем, ничего у них не вышло.

Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент центральной части триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

А на правой створке Сатана предпринял ещё одну попытку сбить святого с его праведного пути. Пришел к нему в образе прекрасной царицы. Дабы его соблазнить. Но и тут святой устоял.

Триптих “Искушение святого Антония” интересен своими монстрами. От такого разнообразия неведомых существ глаза разбегаются.

И чудища с головой овцы и телом ощипанного гуся. И полулюди-полудеревья с рыбьими хвостами. Самый известный монстр Босха тоже обитает здесь. Нелепое создание с воронкой и птичьим клювом.

Иероним Босх. Фрагмент левой створки триптиха “Искушение святого Антония”. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

Этими сущностями вы можете в деталях полюбоваться в статье “Самые яркие монстры триптиха “Искушение святого Антония”.

Босх любил изображать святого Антония. В 2016 году ещё одна картина с этим святым была признана работой Босха.

Да, маленькие монстры похожи на босховских. В них нет ничего страшного. Но метафоричности хоть отбавляй. И воронка на ножках. И нос в виде черпака. И рыба ходячая.

Иероним Босх. Искушение святого Антония. 1500-1510 гг. Музей Нельсон-Аткинс, Канзас-Сити, США. Wikimedia.commons.org

Подражатели и нынешние последователи[править]

Это уже было в Симпсонах

Сюрреалисты прямо называли его своим предшественником наряду с Фрейдом, вдохновляясь картинами мастера, сновидениями и кое-чем повеселее. Сам маэстро, однако, вряд ли употреблял что-то тяжелее самогонки, так как в Европе рубежа XV—XVI веков культура потребления галлюциногенов была утрачена. Ну, почти.

Также картины Босха периодически используются различными музыкальными ВИА разной степени интересности: так, кусок «Страшного суда» швейцарские авангардисты от митола из Celtic Frost стянули для альбома Into The Pandemonium, «Музыкальный ад» использован для оформления обложки диска «Deep Purple» 1969 г., что символизирует.

Творчество

Иероним Босх жил в период между концом Средневековья и взрывом Ренессанса, времена культурного, художественного и научного расцвета, который начался в Италии и распространился по Европе.

Живопись в Нидерландах 15-го века демонстрировала сильное религиозное влияние, и Босх с его глубоко религиозным прошлым был первым, кто продемонстрировал признаки новой эры. Первые упоминания его имени встречаются в городских архивах.

С 1486 года Иероним был членом Братства Богоматери, ассоциации священнослужителей и мирян, занимавшихся благотворительностью и священными действиями, основанными на культе Богородицы.

Через несколько лет он стал одним из знатных людей братства, достаточно быстро добившись высокого социального восхождения, что привело к комфортному экономическому положению его семьи и росту славы художника.

В 1480 году Босх выполнил работу «Извлечение камня безумия», которая в настоящее время хранится в музее Прадо. Вскоре после этого он создал «Богоявление» (сейчас выставленное в Художественном музее Филадельфии), произведение, в котором обнаруживается явное влияние поздней готики, о чем можно судить по извилистым линиям, и «Распятие». К тому же периоду относится «Ecce homo» (можно увидеть во франкфуртском Штеделе), на котором Христос и Пилат изображены лицом друг к другу перед толпой.

В 1490 году голландский художник нарисовал «Дорогу на Голгофу», снова изображая в главной роли Иисуса, опять окруженного толпой. Сзади виден ребенок — вероятно, это изображение Христа в детстве. «Телега с сеном», «Корабль дураков» и «Смерть скряги» — три картины, написанные в этот же период. Однако нет никаких записей, относящихся к художнику, между 1500 и 1504 годами. Вполне возможно, что в это время он переехал в Италию, в Венецию.

Еще в тот же период творческая манера Иеронима характеризовалась явным изменением — движением в направлении стиля Возрождения с его воздушными пейзажами и монументальными фигурами.

В эти годы художник написал «Триптих святой Юлианы», созданный одновременно с «Земным раем», «Адом», «Падением проклятых» и «Вознесением в Эмпирей». Между 1503 и 1504 годами Босх создал произведения, в которых зло представлено не посредством символов, а через деформацию и гротеск.

Несколько месяцев спустя он написал работу «Святой Хуан Баутиста в медитации», которая сегодня находится в Мадриде, и «Святой Хуан на Патмосе», картину из утраченного триптиха, которая считается первой из так называемых картин медитации.

Портрет Иеронима Босха

Мне нравитсяНе нравится

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: