Эрих фромм

Детство и юность

Будущий психоаналитик родился во Франкфурте-на-Майне в 1900 году. Эрих единственный ребенок в семье иудеев-ортодоксов. Нафтали Фромм, глава семьи, владел винной лавкой. Мама Эриха, Роза Краузе, дочь эмигрантов из Познани (тогда Пруссии). В семье поддерживались религиозные традиции, и родители мечтали увидеть сына раввином или, на худой конец, музыкантом.

Эрих учился в школе, где преподавались основы иудаизма и общеобразовательные предметы. В 1918 году Фромм окончил школу и стал студентом Гейдельбергского университета. В вузе Эрих выбрал приоритетными предметами философию, социологию и психологию.


Эрих Фромм в молодости и зрелости

В 1922-м Эрих Фромм защитил докторскую диссертацию, выбрав темой иудейский закон и социологию еврейской диаспоры. Его научным руководителем стал Альфред Вебер – младший брат знаменитого на весь мир историка и экономиста Макса Вебера.

Фромм продолжил образование в Берлине, в институте психоаналитики, знаменитом своими учениками и преподавателями Шандором Радо, Максом Эйтингоном, Вильгельмом Райхом.

В Берлине Эрих Фромм познакомился с будущей возлюбленной Карен Хорни, психоаналитиком, выпускницей института и ключевой фигурой неофрейдизма. Влиятельная Хорни помогла Фромму закрепиться на должности профессора психологии в Чикаго.

Биография Эриха Фромма и его теория

Этот мыслитель родился в Германии в 1900 году под лозой еврейской семьи. На самом деле, Эрих Фромм сам изображал себя раввином в юности. Однако он убрал эту цель со своего пути и решил изучать право и социологию..

В 1926 году он женился на известном психоаналитике Фрида Райхманн, Благодаря ей Эрих Фромм начал делать первые шаги в психологии и, в частности, в психоанализе. Пять лет спустя он начал практиковать в качестве психоаналитика в Берлине, пока в 40-х годах не начал публиковать свои самые важные работы

Важно отметить, что он отделился от Фриды в 1931 году, но всегда поддерживал хорошую дружбу. В конце концов, именно она представила Эриха Фромма в мир психоанализа

Эрих Фромм начал совмещать свою редакционную работу с преподаванием и закончил годы в качестве профессора в Мичиганском университете. Он умер в 1980 году и вышел на пенсию в маленьком городке в Швейцарии..

Эрих Фромм: теория и книги

Для Фромма, человеческая личность имела своей главной целью понять себя и свои обстоятельства. Две основные потребности человека в контексте автора: потребность в свободе и поиск принадлежности. То есть примирение этой индивидуации с социальным развитием. Мы подчеркиваем это сообщение от автора: «Нет почти никакой деятельности или проекта, который начинается с таких больших надежд и ожиданий, и в то же время терпит неудачу так часто, как любовь».

Самые выдающиеся книги Фромма:

  • Страх свободе (1941)
  • Психоанализ и религия (1950)
  • Искусство любви (1956)
  • От необходимости быть (1976)

Эрих Фромм написал гораздо больше книг, чем мы упоминали здесь. Однако в этой статье мы сосредоточимся на одной из его самых интересных теорий: 5 типов личности в соответствии с теорией Эриха Фромма. Если вы хотите узнать больше, мы рекомендуем эту статью о теориях личности Фромма.

Далее мы определим каждый тип личности в соответствии с Эрихом Фроммом, описанным нам на протяжении всей его работы..

Личная жизнь

Любовь к старшим по возрасту женщинам Эрих Фромм объяснил недостатком материнского тепла в детстве. Первой супругой 26-летнего ученого стала старшая на 10 лет коллега Фрида Райхманн, у которой молодой ученый проходил лекционный курс психоанализа.


Фрида Райхманн, первая жена Эриха Фромма

С Фридой Фромм прожил лишь 4 года, но женщина оказала влияние на профессиональное становление мужа. После расставания они остались друзьями, а официально развелись в 1940-м, когда Эрих встретил Карен Хорни.


Карен Хорни, гражданская жена Эриха Фромма

Известная феминистка и психоаналитик Хорни часто вступала в романтические отношения с коллегами, неизменно разочаровываясь в избранниках. Иногда у Карен было несколько любовников одновременно, каждый из них дополнял недостающие качества остальных.

Карен и Эрих познакомились в Берлине. Роман разгорелся в Америке, куда они иммигрировали. Хорни обучала Фромма технике психоанализа, он ее – азам социологии. Роман не увенчался браком, но ученые дополнили знания друг друга и повлияли на дальнейший профессиональный рост.


Хенни Гурланд, вторая жена Эриха Фромма

Второй раз официально Фромм женился в 40 лет. Его женой стала на 10 лет старшая Хенни Гурланд, фотограф и журналистка. У Хенни имелось тяжелое заболевание спины. Чтобы облегчить страдания супруги, Фромм по совету медиков переехал в Мехико. Смерть любимой в 1952 году потрясла ученого. Живя с Гурланд, немецкий психоаналитик увлекся мистикой и дзен-буддизмом.

Справиться с депрессией Эрих смог, встретив Аннис Фримен. Она стала единственной женщиной Фромма, которая была моложе его.

Вместе супруги прожили 27 лет, до самой смерти ученого. Американка Аннис вдохновила мужа на написание научного бестселлера «Искусство любить».

Фромм Эрих

ФРОММ ЭРИХ

Основная моральная проблема современности — это безразличие человека к самому себе.

Э́рих Зелигманн Фромм (Erich Seligmann Fromm, 1900-1980) — нем.-амер. психолог и философ, создатель «гуманистического психоанализа». В отличие от биологизаторской позиции Фрейда, Ф. в понимании причин человеческого поведения придерживался антрополого-экзистенциалистской ориентации; при этом большое влияние на Ф. оказали антропологические работы Маркса.

Главная тема творчества Фромма — противоречия человеческого существования в мире. Особенное значение для психологии имеет анализ Ф. 2 способов существования человека («иметь» и «быть»), проблемы человеческой свободы и ее видов («свобода от» и «свобода для»), проблем т.н. «социального» (т.е.

«типичного» для той или иной эпохи или культуры) характера личности, являющегося результатом приспособления человека к требованиям общества (напр. «рыночный характер» и др.

), а также исследования проблемы отчуждения человека от общества в различных его видах и способов его преодоления, важнейшим из которых Фромм считал любовь в широком смысле слова.

Разработанные Ф. приемы «гуманистического психоанализа» призваны ликвидировать имеющуюся дисгармонию между человеком и природой и «оздоровить» общество. См. также Фрейдизм. (Е.Е. Соколова)

Литература

  1. Иудейский Закон. К социологии диаспорного еврейства = Das jüdische Gesetz. Ein Beitrag zur Soziologie des Diaspora-Judentums. — Диссертация по социологии. — 1922. — 202с.
  2. О методе и задаче аналитической социальной психологии. Заметки о психоанализе и историческом материализме (нем.) = Über Methode und Aufgaben einer analytischen Sozialpsychologie. Bemerkungen über Psychoanalyse und historischen Materialismus // Zeitschrift für Sozialforschung : журнал. — Франкфурт-на-Майне: Institut für Sozialforschung, 1932. — №1. — С.28-54
  3. Психоаналитическая характерология и ее значение для социальной психологии (нем.) = Die psychoanalytische Charakterologie und ihre Bedeutung für die Sozialpsychologie // Zeitschrift für Sozialforschung : журнал. — Франкфурт-на-Майне: Institut für Sozialforschung, 1932. — №1. — С.253-277
  4. Социально-психологическая часть = Sozialpsychologischer Teil // Исследования авторитета и семьи. Отчёт об исследованиях Института Социальных Исследований = Studien über Autorität und Familie. Forschungsberichte aus dem Institut für Sozialforschung / Под редакцией М. Хоркхаймера. — Париж, 1936. — С.77-135
  5. Второй раздел: опрос = Zweite Abteilung: Erhebungen // Исследования авторитета и семьи. Отчёт об исследованиях Института Социальных Исследований = Studien über Autorität und Familie. Forschungsberichte aus dem Institut für Sozialforschung / Под редакцией М. Хоркхаймера. — Париж, 1936. — С.229-469
  6. Бегство от свободы = Die Furcht vor der Freiheit (1941) / Перевод Г.Ф. Швейника. — Москва: Аст, 2011. — 288с. — (Philosophy). — 2000 экз. — ISBN 978-5-17-065381-2, ISBN 978-5-271-34452-7, ISBN 3-423-35024-5

Ранние года

Эрих Фромм родился 23 марта 1900 года во Франкфурте, Германия, в семье ортодоксальных евреев. Как он позже скажет в своих собственных свидетельствах, его родители были «крайне невротиками», и из-за этого, а также из-за обстоятельств его ранних лет у него было трудное и несчастное детство.

Когда ему было всего 14 лет, Эрих Фромм начал вынужденно беспокоиться о текущих делах в связи с началом Первой мировой войны. В это время он заинтересовался такими темами, как групповое поведение, и, чтобы попытаться ответить на свои вопросы, он прочитал работы таких авторов, как Карл Маркс и Зигмунд Фрейд.

Когда он стал достаточно взрослым, он начал изучать право во Франкфуртском университете, но всего через два семестра он решил сменить курс и закончил факультет социологии Гейдельбергского университета. В 1922 году он получил докторскую степень под руководством известного психолога Альфреда Вебера.

Пару лет спустя, в 1924 году, Эрих Фромм решил продолжить свое обучение и начал изучать психоанализ во Франкфуртском университете. Вскоре после этого он переехал в Берлин, чтобы завершить обучение в Институте психоанализа в столице Германии. В то время он все еще следовал официальной доктрине дисциплины, хотя уже начинал не соглашаться с некоторыми идеями Фрейда.

Два года спустя, в 1926 году, Фромм женился на Фрейде Райхманн, женщине на 10 лет старше его и ранее работавшей его терапевтом. Брак продлился недолго, так как через четыре года они развелись.

Наследие

В области психоанализа Фромм заметного следа не оставил. Его желание обосновать теорию Фрейда эмпирическими данными и методами лучше удалось другим психоаналитикам, таким как Эрик Эриксон и Анна Фрейд. Фромм иногда упоминается как основатель неофрейдизма, но он оказал небольшое влияние на последователей этого течения. Его идеи в психотерапии имели успех в области гуманистических подходов, но он критиковал Карла Роджерса и других до такой степени, что изолировал себя от них. Теории Фромма обычно не обсуждаются в учебниках по психологии личности.

Его влияние на гуманистическую психологию было значительным. Его работы вдохновляли многих социальных аналитиков. Примером может служить работа Кристофера Лэша «Культура нарциссизма», которая продолжает усилия по психоанализу культуры и общества в неофрейдистских и марксистских традициях.

Его социально-политическое влияние завершилось вместе с его участием в американской политике 1960-х и начале 1970-х годов.

Тем не менее книги Эриха Фромма постоянно заново открываются учеными, на которых они оказывают индивидуальное влияние. В 1985 году 15 из них учредили Международное общество его имени. Количество его членов превысило 650 человек. Общество занимается поощрением научных работ и исследований, базирующихся на работах Эриха Фромма.

Карьера социолога

Исследователь начал заниматься психиатрией и психологией, когда на Западе стала модным писать о тайнах познания, феноменах. На протяжении всей своей жизни он сохранил верность антропологической теме. Однако ни в одном своем произведении не были изложены в систематическом виде антропологические взгляды.

Приход ко власти Гитлера воспринялся населением Германии положительно. Фромм сделал вывод о том, что ответственность за свою судьбу – невыносимая ноша для большинства людей. Именно по этой причине, по его мнению, народ готов расстаться со свободой.

Когда Эрих Фромм становится руководителем отдела социальной психологии, начинаются активные исследования неосознаваемых мотивов социальных групп. Благодаря им были сделаны выводы, что народные массы не только не окажут сопротивления нарождающемуся фашизму, но и приведут его к власти.

Связано это было с безработицей, инфляцией и другими сложными обстоятельствами. По мнению социолога, это привело к стремлению отказа от привилегий, которые даются свободой. Книга «Бегство от свободы», разоблачившая различные разновидности тоталитаризма, принесла автору известность в Америке и ненависть в Германии.

Переосмысление и развитие теории Фрейда стало толчком к формированию одного из самых влиятельных направлений гуманитарной науки – неофрейдизма. Она подчеркивает идею самоактуализации. По мнению ученого, самый важный плод усилий каждого человека – его собственная личность.

Фромм переставляет акценты с биологических мотивов на социальные факторы, уравновешивая эти два понятия. В своих работах он опирается на концепцию отчуждения человека от своей сути в процессе труда и жизни. В этом случае субъект начинает использоваться как инструмент или средство, но не как цель.

Виды любви

Э. Фромм полагал, что любовь – это установка, ориентация личности. Объекты любви могут быть разными, на основе чего Фромм и предложил классификацию видов любви:

  1. Братская любовь. Основа любого другого вида любви. Братская любовь состоит из заботы, ответственности, уважения, понимания и принятия другого живого существа, желания продлить его жизнь. Это равная любовь. Может быть направлена сразу на несколько объектов.
  2. Материнская любовь. Безусловная любовь к беспомощному существу. Может иметь сразу несколько объектов любви.
  3. Эротическая любовь. Направлена только на один объект. Ее основа – единство и полное слияние с одним человеком. Это форма предпочтительной любви. И этим она отличается от братской или материнской.
  4. Любовь к себе. Чтобы любить других людей и любить их одинаково, нужно любить себя. В данном случае речь не идет об эгоизме. Напротив, эгоист не любит никого, включая самого себя.
  5. Любовь к богу. Ее основа – потребность в единстве и принадлежности. Фромм понимал любовь к богу как саморазвитие личности, поиск себя, прохождение пути от безусловной любви к сознательному выбору. Фромм не поддерживал слепое идолопоклонство.

Кроме этих видов Фромм первым определил разницу между отцовской и материнской любовью. Материнскую любовь он назвал безусловной. Мать любит ребенка за одно его существование. А вот отцовскую любовь необходимо заслужить. Отцы любят детей за то, что те оправдали их ожидания, похожи на них, соответствуют требованиям, выполняют обязанности.

Задача каждого человека – развиться как личность и объединить внутри себя отцовскую и материнскую любовь в одну непротиворечивую способность любить. Зрелый человек безусловно любит сам себя и одновременно любит обусловлено за то, что соответствует своим ожиданиям. Но заметьте, своим! А они могут отличаться от первичных требований со стороны отца.

Биография

Эрих Фромм – американский психоаналитик с немецкими корнями, разработавший концепцию гуманистического психоанализа. Яркий представитель Франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма.


Портреты Эриха Фромма

Многие книги теоретика психологии личности, написанные живым языком, стали бестселлерами: «Бегство от свободы», «Человек для самого себя», «Иметь или быть», «Искусство любить».

Главной темой творчества Эриха Фромма, почти всю жизнь посвятившего изучению подсознания, стали противоречия человеческого существования в мире.

Личность аккумулятора

Это личность этого человека с склонность к накоплению и хранить вещи. Это люди с чрезвычайной тенденцией к сбережениям, поскольку они тратят свои расходы как на возможную личную опасность, как на способ защиты от того, что может произойти в будущем. Чем больше материальных благ у них есть, тем счастливее они кажутся. Этот тип личности типичен для тех, кто ценит свои материальные блага в форме безумной привязанности.

Обладая личностью аккумулятора, может быть довольно трудно наслаждаться жизнью, у них всегда в голове экономия и экономия, и они видят деньги как сокровище, а не как инструмент, который на самом деле является.

В связи с этим отметим сообщение Эриха Фромма: «Жадность — это бездонная пропасть, которая истощает человека в вечном стремлении удовлетворить потребность, даже не достигнув удовлетворения».

Гуманистическая философия

Одним из наиболее важных пунктов гуманистической философии Фромма является его интерпретация библейской истории об Адаме и Еве и их изгнании из Эдемского сада. По его словам, история будет способом передать экзистенциальную тревогу, которую первые люди испытали бы, когда осознали свою роль в природе.

По словам Фромма, открытие того, что люди являются живыми существами, в значительной степени отделенными от природы, является основным источником стыда и вины. Решением этой проблемы автор считает развитие некоторых человеческих способностей, таких как разум и любовь, понимаемых в данном случае как нечто положительное.

Биография Эриха Фромма

Эрих Фромм родила в 1900 году в Франкфурте-на-Майне в семье ортодоксальных евреев. Его отец и мать происходили из семей раввинов, в связи с чем иудейские традиции в семье почитались рьяно, хотя отец Фромма не продолжил религиозную деятельность предков, а занимался коммерцией.

Первое образование Фромм получил в еврейской школе во Франкфурте, затем поступил в Гейдельбергский университет, где познакомился с А. Вебером под руководством которого защитил диссертацию. Фромм увлекся психоанализом, находившемся на тот момент в зените своей славы и отправился в Берлин, для продолжения образования. Там он поступает в Берлинский психоаналитический институт, где знакомится с К. Хорни.

После окончания институт Фромм становится практикующим психоаналитиком. Традиционно для психоаналитического направления, личная практика привела Фромма к значительному переосмыслению основных положений подхода, в частности соотношения биологического и социального в регуляции человеческой психики и поведения в пользу последнего. Многие собственные гипотезы Фромм проверил в Институте социальных исследований Франкфурта-на-Майне.

Вместе с тем политическая обстановка в Германии и приход к власти нацистов в 1933 году заставляют Фромма бежать, справедливо опасаясь за собственную жизнь. Сначала Фромм выезжает в Женеву, а затем эмигрирует в США, где начинает работу в Колумбийском университете.

В 1950 году Фромм уезжает в Мексику где работает на протяжении пятнадцати лет. Там он уделяет большое количество времени изучению философии Нового времени и проектов просвещения, преобразования общества. Результаты этих исследований он излагает в своем понимании здорового общества, критике капиталистической системы. Фромм присоединяется к социалистической партии США, однако между ним и однопартийцами возникают разногласия, которые вынуждают его вести политическую деятельность в большей степени самостоятельно.

Под конец жизни Фромм переживает три инфаркта и умирает в 1980 году в Швейцарии.

Основные его произведения:

  • «Бегство от свободы»,
  • «Искусство любить»,
  • «Мужчина и женщина».

Ссылки [ править ]

  1. «Эрих Фромм и революция надежды» . jacobinmag.com .
  2. Ватсон, Бен. «Бен Ватсон: действительно освобождающая / радикальная философия» .
  3. Крючки, Белл (2013). Writing Beyond Race: Living Theory and Practice by Bell Hooks (стр. 93) . ISBN 9780415539142.
  4. ^ a b Функ, Райнер. Эрих Фромм: его жизнь и идеи . Перевод Ян Портман, Мануэла Кункель. Нью-Йорк: Международная издательская группа Continuum, 2003. ISBN 0-8264-1519-9 , ISBN 978-0-8264-1519-6 . п. 13 .
  5. «Библиотеки МГУ» . lib.msu.edu .
  6. Пэрис, Бернар Дж. (1998) Хорни и гуманистический психоанализ — Личная история. Архивировано 23 мая 2011 года в Wayback Machine . Международное общество Карен Хорни.
  7. ^ a b Кей Дэвидсон: «Фромм, Эрих Пинхас», American National Biography Online, февраль 2000 г. (просмотрено 28 апреля 2008 г.)
  8. Фромм, Э. (1966). Вы будете как боги, Премьер-книга Фосетта, стр. 18: «Следовательно, я хочу прояснить свою позицию с самого начала. Если бы я мог приблизительно определить свою позицию, я бы назвал ее позицией нетеистического мистицизма».
  9. Его диссертация 1922 года была названа Das jüdische Gesetz. Ein Beitrag zur Soziologie des Diaspora-Judentums (Еврейский закон: вклад в социологию еврейской диаспоры ).
  10. Перейти ↑ Fromm, ErichEscape from Freedom New York: Henry Holt and Company, LLC, 1941, p. 177
  11. Фромм, Эрих о том, как быть человеком, Лондон: Международная издательская группа Continuum, 1997, стр. 101
  12. ^ a b c d e f Вопиющие факты. «Эрих Фромм и гуманистический психоанализ. Архивировано 21 января 2013 года в Wayback Machine ». Вопиющие факты , nd Web. 12 ноября 2011 г.
  13. Энглер, Теории личности Барбары,Бостон: Издательство Houghton Mifflin Harcourt, 2008, стр. 137 на основе работ«Разумное общество» и«Анатомия человеческой деструктивности»
  14. «Обзор теории осведомленности об отношениях» . Публикация личных сильных сторон. Архивировано из оригинального 28 мая 2013 года . Проверено 28 января 2013 года .
  15. Либерман и Кирики, 1951
  16. Фромм, Эрих. За цепями иллюзий: моя встреча с Марксом и Фрейдом . Лондон: Sphere Books, 1980, стр. 11
  17. Фромм, Эрих «Побег из свободы» Нью-Йорк: Райнхарт и Ко, 1941, стр. 41 — 42
  18. Джон Рикерт, Повторный визит к дебатам Фромма-Маркузе, 1986 в «Теории и обществе», том. 15. С. 351–400. Издательство Martinus Nijhoff, Дордрехт
  19. Эрих Фромм, 1990Разумное общество , Нью-Йорк: Генри Холт
  20. Эрих Фромм, 1992,Анатомия человеческой деструктивности , Нью-Йорк: Генри Холт.
  21. Барский, Роберт (1997). Ноам Хомский: жизнь инакомыслия . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. п. 134 .

Биография

ФИО:
Эрих Фромм

Жанр:
Философия

Эрих Зелигманн Фромм — немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик, представитель Франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма.

Эрих Фромм родился 23 марта 1900 года во Франкфурте-на-Майне, который в то время был частью Германской империи. Он был единственным ребёнком в семье ортодоксальных иудеев. Двое прадедов и дед по отцовской линии были раввинами, а дядя по матери — известным учёным-талмудистом. Уклад семьи, тем не менее, обусловливался и крайней религиозностью, и коммерческим родом занятий, характерным для большинства франкфуртских евреев. сам Фромм описывал своё детство как две жизни в двух мирах: мире веры и мире торговли.

По собственному признанию, будущий психотерапевт впервые задумался о смысле жизни, и толчком к этим раздумьям послужило очень горькое событие. Покончила жизнь самоубийством молодая женщина, друг семьи Фроммов. Глубоко потряс подростка тот факт, что, по общему признанию, у самоубийцы было всё для счастья. А счастья почему-то не было.

В тринадцатилетнем возрасте, пройдя бар-мицву, Эрих начал сам изучать Талмуд. Через год грянула Первая мировая война. Настроения в обществе резко изменились. Мирные, уравновешенные люди стали кровожадно призывать бедствия на головы врагов, которых совсем недавно как врагов и не воспринимали. Не случайно объектом исследования Фромма как психолога и социолога стали суицид и агрессивность.

За 14 лет учения Эрих увлекался последовательно социалистическими идеями, гуманистической философией и хасидизмом. Параллельно со священными книгами он изучал и светские науки. В 1918 году Эрих Фромм поступил в Университет Гёте в родном городе и два семестра штудировал там право. В 1919 году он провёл летний семестр в Гейдельбергском университете, куда и перевёлся — изучать социологию. Среди преподавателей Фромма были такие известные профессора, как Хайнрих Рикерт, Альфред Вебер (брат философа Макса Вебера) и сам Карл Ясперс. В Гейдельберге Эрих Фромм и защитил диссертацию в 1922 году, став доктором философии.

В 1926 году духовная жизнь доктора Фромма коренным образом изменилась — он отверг религию, по собственному признанию, вследствие того, что она сеет рознь и распри между людьми. Но мудрость Библии и Талмуда учёный пронёс через всю жизнь и в своих книгах широко пользовался притчами и толкованиями, которым посвятил юность.

Повальное увлечение психоанализом не обошло молодого социолога стороной: в 1930 он закончил Институт психоанализа в Берлине, в том же году открыл собственную клиническую практику, а также стал работать во Франкфуртском институте социальных исследований.

Научную карьеру прервал приход к власти Национал-социалистической партии. Эрих Фромм со своей женой Фридой Райхманн, известным психоаналитиком, специалисткой по шизофрении, проявил дальновидность, почти сразу уехав в Женеву. Брак их закончился разводом. В дальнейшем Фромм с глубоким уважением относился к бывшей супруге, утверждал, что многому у неё научился.

В 1934 году Эрих Фромм эмигрировал в Нью-Йорк, где работал в Колумбийском университете. 1943 год ознаменовался в жизни именитого учёного двумя событиями. Во-первых, с его участием было основано Нью-Йоркское подразделение Вашингтонской школы психиатрии. Во-вторых, он женился на Хенни (Хенриетте) Гурлянд.

В 1945 году Фромм участвовал в создании Института психиатрии, психоанализа и психологии Уильяма Алансона Уайта, был одним из первых его преподавателей и так и продолжал бы там работать, но вмешались семейные обстоятельства. Жена учёного серьёзно заболела. Врачи посоветовали сменить климат, и семейство Фроммов направилось в Мексику. Фромм стал профессором Национального университета Мехико , основал кафедру психоанализа на медицинском факультете. Хенни Гурлянд умерла в 1952 году, а год спустя Фромм женился третьим браком на Эннис Фримен. До 1965 года он работал в UNAM, а кроме того, занимал пост профессора психологии в университете штата Мичиган (1957-1961) и был адъюнкт-профессором в Нью-Йоркском университете.

В 1974 году Эрих Фромм вернулся в Швейцарию, в местечко Муральто, где и умер в 1980 году у себя дома, не дожив пяти дней до восьмидесятилетия. Всю жизнь Фромм был психологом-практиком. Славу ему стяжали книги, из которых самые популярные: «Бегство от свободы», «Человек для самого себя», «Искусство любить».

Основы гуманистического психоанализа

Одна вещь, которая выделяется в траектории Эриха Фромма, состоит в том, что, в отличие от классических психоаналитиков, он не делал карьеру в области медицины или психиатрии. Он основывал свою работу на социологии, а не на медицине, и поэтому не всегда был очень хорошо оценен. Его отношения с Карен Хорни были на самом деле довольно сложными, и многие психологи рассматривали его как теоретика, а не психолога.

Однако именно в этом заключается истинное величие Фромма: в его более широком и интегрированном взгляде на людей. С его точки зрения, не все является ответом на органическую патологию или силы биологии. Он считал, что культура, семья и общество часто накладывают ограничения на наше самовыражение.

Ключи к пониманию психологического подхода Эриха Фромма

  1. Гуманистическая перспектива Фромма внесла новый подход в концепцию болезни. По его словам, психоаналитик обязан переформулировать не только определение болезни, но и инструменты, которые используются для ее решения.
  2. Цель профессионала состоит в том, чтобы облегчить самораскрытие пациента или, в более современных терминах, способствовать личностному развитию для достижения счастья.
  3. Это может быть достигнуто только путем укрепления их чувства ответственности и любви к себе.
  4. При лечении пациента не имеет смысла фокусироваться исключительно на его патологических качествах, симптомах их болезни или негативных аспектах их состояния. Признание их положительных качеств усилит терапевтическую технику.
  5. Психоаналитик не должен просто добавлять свои два цента, чтобы человек изменился. Они также должны помочь пациенту разработать стратегии, чтобы они могли реинтегрироваться в общество, чувствовать себя сильнее и понимать, что существуют также «патологические» аспекты общества, которые большинство людей считают действительными.
  6. Психоанализ должен быть восприимчив к прогрессу в науке и изменениям в обществе. Он должен понимать культурные, экономические и политические условия, которые нас окружают, чтобы лучше помогать пациенту. Это ошибка работать с редукционистской точки зрения.
  7. Профессионал должен использовать ясный, прозрачный, понятный словарный запас. Кроме того, они должны стараться не проецировать образ власти или превосходства.

Наследие Фромма включает гигантский шаг в психологии и философии. Хотя многие думали, что его теории были несколько утопическими, он представил более реалистичную форму психоанализа, которая стремилась развить лучшее в каждом человеке. Это был значительный подход, который стоит запомнить и прочитать подробно.

Эрих Фромм

Фромм Эрих (1900 – 1985) – немецко-американский философ, социолог и психолог,
представитель Франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма и
фрейдомарксизма. Труды: «Анатомия человеческой деструктивности», «Бегство от
свободы» и др.

Использованы материалы кн.: Политическая мысль Новейшего времени.
Персоналии, идеи, концепции: Краткий справочник / Сост. Михайлова Е.М. –
Чебоксары: ЧКИ РУК, 2010, с. 33.

+ + +

Фромм, Эрих (Fromm, Erich) (1900–1980),
психоаналитик и философ, родился во Франкфурте-на-Майне 23 марта 1900.
Изучая социологию и психологию, получил степень доктора философии в
Гейдельбергском университете в 1922, учился также в Мюнхенском университете
и Берлинском психоаналитическом институте. В 1934 Фромм уехал в США и
преподавал в Колумбийском, Йельском и Мичиганском университетах, а также в
Институте психиатрии Уильяма Алансона Уайта. Основной сферой его интересов
было приложение психоаналитической теории к проблемам культуры и общества.
Не соглашаясь с фрейдистской теорией биологической обусловленности
человеческой личности, Фромм утверждал, что человек – продукт культуры. В
книге Бегство от свободы (Escape from Freedom, 1941) Фромм исследдовал
сложную ситуацию, в которой оказывается человек западной культуры, где
стремление к индивидуальности в конечном итоге ведет к одиночеству, ощущению
несамоценности человеческой личности и сомнению в осмысленности жизни. Этот
тезис Фромм развил в таких работах, как Человек для себя (Man for Himself,
1947), Психоанализ и религия (Psychoanalysis and Religion, 1950), Разумное
общество (The Sane Society, 1955), Искусство любить (The Art of Loving,
1956), Человек прежде всего (May Man Prevail, 1961), Анатомия человеческой
деструктивности (The Anatomy of Human Destructiveness, 1973). Книга Фромма
Забытый язык (The Forgotten Language, 1951) посвящена анализу снов, мифов и
сказок. Им опубликованы критические исследования концепций Фрейда и Маркса.
Умер Фромм в Муральто (Швейцария) 17 марта 1980.

Использованы материалы энциклопедии «Мир вокруг нас».

Другие биографические материалы:

Фролов И.Т. Философ и социолог (Философский
словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991).

Подопригора С.Я., Подопригора А.С. Представитель неофрейдизма
(Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. —
Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013).

Руткевич А.М. Немецко-американский философ (Новая
философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред.
совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010).

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Мыслитель, психолог и социолог
(Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010).

Мазаник М.Н. Один из основателей и главный представитель неофрейдизма
(Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998).

Кондаков И.М. Разработал психотерапевтическую
методику «гуманистического психоанализа» (Кондаков И.М. Психология.
Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб.,
2007).

В центре его внимания — противоречивость
человеческого существования (Современная западная философия.
Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова,
при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009).

Предлагал проект «перевоспитания» американской нации
(Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл.
редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).

Существовавшие в истории типы обществ не отвечают
подлинным нуждам человека (А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В.
К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011).

Франкфуртская школа (определение
понятия). 

Философы, любители мудрости (биографический
справочник). 

Сочинения:

Gesamtausgabe, Bd. 1—10. Stuttg.;

Schriften aus dem Nachlass, Bd. 1—8.
Winheim—Basel, 1989—92; в рус. пер.: Душа человека. М., 1992;

Психоанализ и
этика. М., 1993;

Миссия Зигмунда Фрейда. М., 1996;

Психоанализ и культура. Избр.
труды Карен Хорни и Эриха Фромма. М., 1995;

Фромм Э., СудзукиД., Мартино Р. де.
Дзен-буддизм и психоанализ. М., 1995.

Бегство от свободы. М., 1995

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: