Содержание
-
Слайд 1
Фестиваль «Содружество Муз»Авторы-составители: Селезнев Андрей,Градюк Наталья 9-а классРуководитель: учитель литературы Селезнева О.И.
-
Слайд 2
Блез Паскаль (19 июня 1623 Клермон-Ферран— 19 августа 1662 Париж, Франция) — французский математик, физик, литератор и философ.Классик французской литературы,один из основателей математического анализа, теории вероятностей и проективной геометрии, создатель первых образцов счётной техники, автор основного закона гидростатики.
-
Слайд 3
Наиболее известные литературные труды Паскаля – «Письма к провинциалу» и «Мысли»
-
Слайд 4
Блез Паскаль был сторонником янсенизма –религиозного учения и религиозного движения западноевропейской церкви 17-18 веков.Янсенисты подчёркивали испорченную природу человека вследствие первородного греха, необходимость Божественной благодати, верили в предопределение, то есть в то, что все события жизни человека изначально заданы божьей волей.Янсенисты противостояли иезуитам, вели с ними ожесточённую полемику.
-
Слайд 5
В полемику с иезуитами включается и Паскаль. Он создаёт «Письма к провинциалу» — блестящий образец французской литературы, содержащий яростную критику ордена и пропаганду моральных ценностей, излагаемых в духе рационализма. «Будем же учиться хорошо мыслить: вот основной принцип морали» — призывает Паскаль.«Письма» были опубликованы в 1656—1657 годах под псевдонимом и вызвали немалый скандал. Паскаль рисковал попасть в Бастилию, ему пришлось некоторое время скрываться, он часто менял места своего пребывания и жил под чужим именем. Вольтер писал: «Делались попытки самыми различными способами показать иезуитов отвратительными; Паскаль сделал больше: он показал их смешными».
-
Слайд 6
Ещё около 1652 года Паскаль задумал создать фундаментальный труд — «Апологию христианской религии». Одной из главных целей «Апологии…» должна была стать критика атеизма и защита веры. Он постоянно размышлял над проблемами религии, его замысел менялся с течением времени, но приступить к работе над трудом, который задумывался им как основной труд жизни, мешали различные обстоятельства. Начиная с середины 1657 года Паскаль делает фрагментарные записи для «Апологии…» на отдельных листах, классифицируя их по темам. На создание книги Паскаль отводил себе десять лет. Болезнь помешала ему: с начала 1659 года он делал только отрывочные записи, врачи запретили ему любые умственные нагрузки, но больной умудрялся записывать всё, что приходило ему в голову, буквально на любом подручном материале. Позднее он не смог даже диктовать и прекратил работу. После смерти Блеза друзья-янсенисты нашли целые пачки таких записок, перевязанных бечёвкой.
-
Слайд 7
Сохранилось около тысячи отрывков, различных по жанру, объёму и степени завершённости. Они были расшифрованы и изданы книгой под названием «Мысли о религии и других предметах», затем книга называлась просто «Мысли» . В основном они посвящены взаимоотношению Бога и человека, а также апологетике христианства в янсенистском понимании. «Мысли» вошли в классику французской литературы, а Паскаль стал единственным в новой истории великим литератором и великим математиком одновременно.Паскаль писал в своей последней книге:«Есть только три разряда людей: одни обрели Бога и служат Ему; эти люди разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его; эти люди безумны и несчастны. Третьи не обрели, но ищут Его; эти люди разумны, но пока несчастны».
-
Слайд 8
-
Слайд 9
Случайные открытия делают только подготовленные умы.Существует достаточно света для тех, кто хочет видеть, и достаточно мрака для тех, кто не хочетСовесть — лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать.Справедливость без силы — одна немощь, сила без справедливости — тиранична. Надо, стало быть, согласовать справедливость с силой и для этого достигнуть, чтобы то, что справедливо, было сильно, а то, что сильно, было справедливо.Гнусны те люди, которые знают, в чем истина, но стоят за нее, лишь пока им это выгодно, а потом отстраняются.
-
Слайд 10
Посмотреть все слайды
Ранняя жизнь и образование
Паскаль родился в Клермон-Ферран, который находится во французском регионе Овернь, Центральный массив. Он потерял свою мать, Антуанетту Бегон, в возрасте трех лет. Его отец, Этьен Паскаль (1588–1651), который также интересовался наукой и математикой, был местным судьей и членом «Noblesse de Robe ». У Паскаля было две сестры, младшая Жаклин и старшая Жильберта.
В 1631 году, через пять лет после смерти жены, Этьен Паскаль переехал со своими детьми в Париж. Вскоре недавно прибывшая семья наняла Луизу Дельфолт, горничную, которая в конечном итоге стала одним из основных членов семьи. Все они проявили исключительные умственные способности, особенно его сын Блэз, потому что он один будет обучать своих детей. Юный Паскаль проявил удивительные способности к математике и естественным наукам.
Очерк коников
Особый интерес для Паскаля вызвала работа Дезарга о конических сечениях. Следуя размышлениям Дезарга, 16-летний Паскаль в качестве доказательства подготовил небольшой трактат о том, что называлось «Мистическая гексаграмма», «Essai pour les coniques» («Очерк коников») и отправил его: его первая серьезная математическая работа — Перу Мерсенну в Париже; она известна и сегодня как теорема Паскаля. В нем говорится, что шестиугольник вписан в круг (или конус), то три точки пересечения противоположных сторон лежат на линии (называемой линией Паскаля).
Работа Паскаля была настолько ранней, что Декарт был уверен, что ее написал отец Паскаля. Когда Мерсенн заверил его, что это действительно продукт сына, а не отца, Декарт отверг его, фыркнув: «Я не нахожу странным, что он предлагает демонстрации конусов более подходящие, чем у древних». добавив, «но могут быть предложены другие вопросы, связанные с этой темой, которые вряд ли придут в голову 16-летнему ребенку».
Покидая Париж
Во Франции в то время офисы и должности могли быть — и были — куплены и проданы. В 1631 году Этьен продал свою должность второго президента Cour des Aides за 65 665 ливров. Деньги были вложены в облигации, которые обеспечили не щедрый, то безусловно, комфортный доход, позволил семье Паскаля переехать в Париж и наслаждаться им. Но в 1638 году Ришелье, отчаянно нуждавшийся в деньгах для ведения Тридцатилетней войны, объявил дефолт по государственным облигациям. Внезапно состояние Этьена Паскаля упало с почти 66 000 ливров до менее чем 7 300.
Как и многие другие, Этьен в конечном итоге вынужден бежать из Парижа из-за своего несогласия с налоговой политикой кардинала Ришелье, оставив троих детей на попечение своей соседки мадам Сенкто. великолепная красавица с печально известным прошлым, которая содержала один из самых блестящих и интеллектуальных салонов во всей Франции. Этьен был помилован только тогда, когда Жаклин хорошо сыграла в детской пьесе с участием Ришелье. Со временем Этьен снова был в доброй милости с кардиналом и в 1639 году был назначен королевским комиссаром по налогам в городе Руан — город, налоговые отчеты которого, благодаря восстаниям, находились в полном хаосе.
Паскалин
ПаскалинMusée des Arts et Métiers
В 1642 году, пытаясь облегчить бесконечную жизнь своего отца. Утомительно подсчитывая и пересчитывая причитающиеся и уплаченные налоги (к этой работе был привлечен молодой Паскаль), Паскаль, которому еще не исполнилось 19 лет, сконструировал механический калькулятор, способный складывать и вычитать, названный калькулятором Паскаля или Паскалин. Из восьми известных сохранившихся паскалинов четыре находятся в Musée des Arts et Métiers в Париже, а еще один-в музее Цвингера в Дрездене, Германия., покажите два из его оригинальных механических калькуляторов.
Хотя эти существуют машины для дальнейших 400-летнего развития механических методов расчета и в некотором смысле более поздней области компьютерной инженерии, калькулятор не имел большого коммерческого успеха. Паскалин стал не более чем игрушкой и символом статуса для первой очереди из-за того, что его все еще было неудобно использовать на практике, но, вероятно, в первую очередь из-за того. очень богатых как во Франции, так и в других странах. в Европе. В течение следующего десятилетия Паскаль продолжал улучшать свою конструкцию, и он появился на около 50 машин, которые были построены по его конструкции. за следующие 10 лет он построил 20 готовых машин
Светская жизнь. «Математика случая»
Привычная жизнь Паскаля закончилась. Ухудшается и состояние его здоровья: врачи предписывают уменьшить умственную нагрузку. Паскаль чаще бывает в обществе, завязывает светские отношения. Весной 1652 года в Малом Люксембургском дворце, у герцогини д’Эгийон демонстрировал свою арифметическую машину и ставил физические опыты, заслужив всеобщее восхищение. Машина Паскаля вызвала интерес у шведской королевы Кристины — по просьбе аббата Бурдело учёный преподнёс ей один экземпляр своего изобретения. В этот период Паскаль пережил возрождение интереса к исследованиям, стремления к славе, которые он подавлял в себе под влиянием учения янсенистов.
Самым близким из друзей-аристократов для учёного стал герцог де Роанне, увлекавшийся математикой. В доме герцога, где Паскаль подолгу жил, ему была отведена особая комната. Через Роанне Паскаль познакомился с богачом и страстным игроком Дамье Миттоном, эрудитом кавалером де Мере. Размышления, основанные на наблюдениях, сделанных Паскалем в светском обществе, позднее вошли в его «Мысли».
Кавалер де Мере, большой поклонник азартных игр, предложил Паскалю в 1654 году решить некоторые задачи, возникающие при определённых игровых условиях. Первая задача де Мере — о количестве бросков двух игральных костей, после которого вероятность выигрыша превышает вероятность проигрыша, — была решена им самим, Паскалем, Ферма и Робервалем. В ходе решения второй, гораздо более сложной задачи, в переписке Паскаля с Ферма, закладываются основы теории вероятностей. Учёные, решая задачу о распределении ставок между игроками при прерванной серии партий (ею занимался итальянский математик XV века Лука Пачоли), использовали каждый свой аналитический метод подсчёта вероятностей и пришли к одинаковому результату. Информация об изысканиях Паскаля и Ферма подтолкнула Гюйгенса к занятию проблемами вероятности, сформулировавшего в своём сочинении «О расчётах в азартных играх» (1657) определение математического ожидания. Паскаль создаёт «Трактат об арифметическом треугольнике» (издан в 1665 году), где исследует свойства «треугольника Паскаля» и его применение к подсчёту числа сочетаний, не прибегая к алгебраическим формулам. Одним из приложений к трактату была работа «О суммировании числовых степеней», где Паскаль предлагает метод подсчёта степеней чисел натурального ряда.
У Паскаля множество планов на будущее. В письме Парижской академии (1654) он сообщил, что готовит фундаментальный труд под названием «Математика случая».
Смерть и память
В октябре 1661 года, в разгар нового витка преследования янсенистов, умирает сестра великого ученого – Жаклин. Это стало тяжёлым ударом для ученого.
19 августа 1662 года после мучительной продолжительной болезни Блез Паскаль скончался. Его похоронили в приходской церкви Парижа Сен-Этьен-дю-Мон.
Однако оставаться в неизвестности Паскалю не было суждено. Сразу же после кончины решето истории стало просеивать его наследие, началась оценка его жизни и творчества, что явствует из эпитафии:
Муж, не знавший супруги, В религии святой, добродетелью славный, Ученостью знаменитый, Умом острый… Возлюбивший справедливость, Правды защитник… Портящих христианскую мораль жесточайший враг, В ком риторы любят красноречие, В ком писатели признают изящество, В ком математики восхищаются глубиной, В ком философы ищут мудрость, В ком доктора восхваляют богослова, В ком благочестивые почитают аскета, Кем все восхищаются… Кого всем надлежит знать. Сколь многое, прохожий, мы потеряли в Паскале, Он был Людовиком Монтальтом. Сказано достаточно, увы, подступают слезы. Умолкаю…
Через две недели после кончины Паскаля Николя сказал: «Поистине можно сказать, что мы потеряли один из самых больших умов, которые когда-либо существовали. Я не вижу никого, с кем можно было бы его сравнить: Пико делла Мирандола и все эти люди, которыми восхищался свет, были глупцами возле него… Тот, о ком мы скорбим, был королем в королевстве умов…».
Понравился пост? Нажми любую кнопку:
От игр – к знаменитому пари Паскаля
В произведении Паскаля «Мысли» есть текст, известный как «Пари Паскаля». Уже почти 400 лет философы и ученые дискутируют по поводу этого «спора», в котором
Ш. Монтескье считал, что доказательства Бога, по Паскалю, вполне применимы и к исламу, и к христианству. А так как религии различны – пари бессмысленно. С. Франк считал, что верить «на всякий случай» из страха мучений, без свободы и любви к Богу – кощунство. П. Вышеславцев относил пари к спорам салонного атеизма 17 века… Наш современник атеист Р. Докинз, критикуя пари Паскаля, пишет: «Почему мы с такой готовностью верим в то, что самый лучший способ ублажить Бога — это верить в него? Разве не может оказаться, что Бог столь же охотно вознаградит доброту, щедрость или скромность? Или искренность? А что, если Бог — учёный, который выше всего ценит целеустремлённый поиск истины? В конце концов, разве творец Вселенной не обязан быть учёным? Бертрана Рассела как-то спросили, что бы он сказал, если, умерев, оказался бы лицом к лицу с Всевышним, вопрошающим, почему он в него не верил. “Слишком мало доказательств, Господи, слишком мало доказательств”, — был ответ Рассела».
Такое ощущение, что у критиков «Мыслей» текст пари вырван из контекста книги, из контекста самой жизни этого необычного человека! Недаром русский религиозный философ В.Розанов в статье «Паскаль» писал: ««Мысли» Паскаля невозможно понимать, не зная его жизни: они — последний плод, который принесла эта жизнь, странные и глубокие слова, которые он не успел еще окончить, когда могильный холод уже навек закрыл его уста. Только 30 лет спустя после его смерти они были впервые изданы, до крайности разрозненные, местами представляя почти непонятные обрывки. Но их достоинство так велико, что даже и в этом виде они сделались одним из величайших сокровищ французской литературы и теперь переведены едва ли не на все европейские языки».
Ввиду обширной критики и множества искажающих интерпретаций, приведем текст «Пари» полностью.
«Да, но если это извиняет тех, кто говорит, что религия недоказываема, и снимает с них упрек в непредставлении доказательств, то это самое не оправдывает принимающих ее». Исследуем этот пункт и скажем: Бог есть или Бога нет. Но на которую сторону мы склонимся? Разум тут ничего решить не может. Нас разделяет бесконечный хаос. На краю этого бесконечного расстояния разыгрывается игра, исход которой не известен. На что вы будете ставить? Разум здесь ни при чем, он не может указать вам выбора. Поэтому не говорите, что сделавшие выбор заблуждаются, так как ничего об этом не знаете. «Нет; но я порицал бы их не за то, что они сделали тот или другой выбор, а за то, что они вообще решились на выбор; так как одинаково заблуждаются и выбравшие чет, как и выбравшие нечет. Самое верное — совсем не играть». Да, но делать ставку необходимо: не в вашей воле играть или не играть. На чем же вы остановитесь? Так как выбор сделать необходимо, то посмотрим, что представляет для вас меньше интереса: вы можете проиграть две вещи, истину и благо, и две вещи вам приходится ставить на карту, ваши разум и волю, ваше познание и ваше блаженство; природа же ваша должна избегать двух вещей: ошибки и бедствия. Раз выбирать необходимо, то ваш разум не потерпит ущерба ни при том, ни при другом выборе. Это бесспорно; ну, а ваше блаженство? Взвесим выигрыш и проигрыш, ставя на то, что Бог есть. Возьмем два случая: если выиграете, вы выиграете все; если проиграете, то не потеряете ничего. Поэтому, не колеблясь, ставьте на то, что Он есть (В. Паскаль. «Мысли» (М., 1902), Перевод с французского О. Долгова. Подбор произведен В. И. Кузнецовым, С. 64—65).
Философия
Блез Паскаль оставил след в истории как математик и физик, однако мало кто знает, что Паскаль отстранился от научной деятельности, отдав предпочтение философии.
Дело в том, что в 1654 году Блез Паскаль, который планировал написать трактат «Математика случая», решил отстраниться от светской жизни из-за озарения, случившегося в половину двенадцатого вечера. После бессознательного потока мысли пришедший в чувство Блез начал записывать на первом попавшемся кусочке пергамента свои идеи, зашив этот черновик в подкладку одежды. Эта запись, названная «Мемориалом» и изменившая судьбу ученого, была обнаружена только после смерти Паскаля.
Блез решил покинуть столицу Франции и сделаться духовником в монастыре Пор-Рояль, приравняв все светские связи, которые ранее давали ему надежду на счастливую жизнь, к греху. Паскаль был принят в обитель и стал придерживаться сурового образа жизни. Несмотря на тяжелый распорядок дня, малое количество сна и постоянные молитвы, ученый почувствовал улучшение здоровья и возвышение духа.
Помимо прочего, Блез Паскаль, после дискуссии с янсенистами и иезуитами, которые в духе рационализма излагали пропаганду моральных ценностей, создал «Письма к провинциалу». Трактат Паскаля, опубликованный под псевдонимом и осуждающий казуистику, вызвал скандал в общественности, поэтому ученый, рискуя попасть за решетку, вынужден был некоторое время скрываться и жить под чужой фамилией.
Книга Блеза Паскаля «Письма к провинциалу»
Стоит отметить, что Вольтер, противник претенциозной религиозности, похвалил рукопись Паскаля, заметив, что в его труде иезуиты выглядят не только отвратительными, но и смешными. Далее Паскаль, отказавшийся от новых изобретений, продолжал обсуждать математику со своими приятелями, однако в то время он начал изучать циклоиду, чтобы отвлечься от больного зуба.
К правильному решению Паскаль, рассмотревший задачу Мерсенна, пришел за одну ночь, нехотя сделав новое открытие. Ученый не хотел представлять полученные результаты на суд общественности, но его приятель, герцог де Роанне, устроил состязание среди гениев Европы, которые в ходе конкурса должны были определить центр тяжести и площадь тел вращения циклоиды.
Блез Паскаль
Несмотря на старания многих умов, решение Паскаля членами жюри было признано лучшим, а его рукопись повлияла на дифференциальное и интегральное исчисление.
Несмотря на научный триумф, Паскаль продолжал заниматься особым способом познания мира и начал рассуждать об «Апологии христианской религии», где раскритиковывал в пух и прах приверженцев атеизма. Но у Паскаля возникли трудности с созданием «Апологии», а различные ситуации из жизни становились камнем преткновения для написания этого философского труда.
Книга Блеза Паскаля
Причем его религиозные замыслы менялись с течением времени, поэтому отрывочные записи ученого, проповедующего апологетику христианства, были разными как по жанру, так и по содержанию. Позже эти рукописи вошли в собрание идей под названием «Мысли о религии и других предметах», в которых писатель задумывался о первородном грехе и размышлял по поводу личности Иисуса Христа.
Также Паскалем был представлен аргумент для демонстрации рациональности религиозной веры, знакомый нынешнему поколению как пари Паскаля. Суть рассуждений заключалась в том, что без веры в Бога жить опасно, потому что в случае существования оного атеиста ждут вечные муки, что является «проигрышем». Но и цена «выигрыша» невелика, ведь если религиозные своды являются выдумкой, то безверие ничего не дает.
Руан
В январе 1640 года семья Паскалей переезжает в Руан
В эти годы здоровье Паскаля, и без того неважное, стало ухудшаться. Тем не менее он продолжал работать.
Отец Блеза по роду службы в Руане (интендантом Нормандии) часто занимался утомительными расчётами, сын также помогал ему в распределении податей, пошлин и налогов. Столкнувшись с традиционными способами вычислений и, находя их неудобными, Паскаль задумал создать вычислительное устройство, которое могло бы помочь упростить расчёты. В 1642 году (в 19 лет) Паскаль начал создание своей суммирующей машины «паскалины», в этом, по его собственному признанию, ему помогли знания, полученные в ранние годы. Машина Паскаля выглядела как ящик, наполненный многочисленными связанными друг с другом шестерёнками. Складываемые либо вычитаемые числа вводились соответствующим поворотом колёс, принцип работы основывался на счёте оборотов. Так как успех в осуществлении замысла зависел от того, насколько точно ремесленники воспроизводили размеры и пропорции деталей машины, Паскаль сам присутствовал при изготовлении её составляющих. Вскоре машина Паскаля была подделана в Руане одним часовщиком, который не видел оригинала и построил копию, руководствуясь лишь рассказами о «счётном колесе». Несмотря на то, что поддельная машина была совершенно непригодна для выполнения математических операций, Паскаль, задетый этой историей, оставил работу над своим механизмом
Чтобы побудить его продолжить совершенствование машины, друзья привлекли к ней внимание канцлера Сегье. Тот, изучив проект, рекомендовал Паскалю не останавливаться на достигнутом
В 1645 году Паскаль преподнёс Сегье готовую модель машины. До 1652 года под его наблюдением было создано около 50 вариантов «паскалины». В 1649 году он получил королевскую привилегию на счётную машину: возбранялись как копирование модели Паскаля, так и создание без его разрешения любых других видов суммирующих машин; запрещалась их продажа иностранцами в пределах Франции. Сумма штрафа за нарушение запрета составляла три тысячи ливров и должна была быть разделена на три равные части: для поступления в казну, парижскую больницу и Паскалю, либо обладателю его прав. Учёный затратил много средств на создание машины, однако сложность её изготовления и высокая стоимость препятствовали коммерческой реализации проекта.
Изобретённый Паскалем принцип связанных колёс почти на три столетия стал основой создания большинства арифмометров.
В 1646 году семья Паскаля через врачей, лечивших Этьена, знакомится с янсенизмом. Блез, изучив трактат Янсения «О преобразовании внутреннего человека» с критикой стремления к «величию, знанию, удовольствию», испытывает сомнения: не являются ли его научные изыскания греховным и богопротивным занятием? Из всей семьи именно он проникается наиболее глубоко идеями янсенизма, переживая своё «первое обращение». Однако пока он не оставляет занятия наукой.
Опыты с трубкой Торричелли
В конце 1646 года Паскаль, узнав от знакомого своего отца о торричеллиевой трубке, повторил опыт итальянского учёного. Затем он произвёл серию видоизменённых экспериментов, стремясь доказать, что пространство в трубке над ртутью не заполнено ни её парами, ни разреженным воздухом, ни некоей «тонкой материей». В 1647 году, уже находясь в Париже и несмотря на обострившуюся болезнь, Паскаль опубликовал результаты своих опытов в трактате «Новые опыты, касающиеся пустоты». В заключительной части своего труда Паскаль утверждал, что пространство в верхней части трубки «не заполнено никакими известными в природе веществами … и можно считать это пространство действительно пустым, до тех пор, пока экспериментально не доказано существования там какого-либо вещества». Это было предварительное доказательство возможности пустоты и того, что гипотеза Аристотеля о «боязни пустоты» имеет пределы.
Впоследствии Паскаль сосредоточился на доказательстве того, что столбик ртути в стеклянной трубке удерживается давлением воздуха. По просьбе Паскаля его зять Флорен Перье провёл серию экспериментов у горы Пюи-де-Дом в Клермоне и описал результаты (разница в высоте столбика ртути на вершине и у подножия горы составила 3 дюйма 1 1/2 линии) в письме Блезу. В Париже на башне Сен-Жак опыты повторяет уже сам Паскаль, полностью подтвердив данные Перье. В честь этих открытий на башне был установлен памятник учёному. В «Рассказе о великом эксперименте равновесия жидкостей» (1648) Паскаль привёл свою переписку с зятем и следствия, вытекающие из этого опыта: теперь есть возможность «узнать, находятся ли два места на одном уровне, то есть одинаково ли они удалены от центра земли, или которое из них расположено выше, как бы ни были они далеки друг от друга».
Паскаль отмечал также, что все явления, приписываемые ранее «боязни пустоты» на самом деле следствия давления воздуха. Обобщая полученные результаты, Паскаль сделал вывод, что давление воздуха есть частный случай равновесия жидкостей и давления внутри них. Паскаль подтвердил предположение Торричелли о существовании атмосферного давления. Развивая результаты исследований Стевина и Галилея в области гидростатики в своём «Трактате о равновесии жидкостей» (1653, опубликован в 1663), Паскаль подошёл к установлению закона распределения давления в жидкостях. Во второй главе трактата он формирует идею гидравлического пресса: «сосуд, наполненный водою, является новым принципом механики и новой машиной для увеличения сил в желаемой степени, потому что с помощью этого средства человек сможет поднять любую предложенную ему тяжесть» и отмечает, что принцип его действия подчиняется тому же закону, что и принцип действия рычага, блока, бесконечного винта. Паскаль вошёл в историю науки, начав с простого повторения опыта Торричелли, он опроверг одну из основных аксиом старой физики и установил основной закон гидростатики.
В 1651 году отец, Этьен Паскаль, умер. Младшая сестра, Жаклин, ушла в монастырь Пор-Рояль. Блез, ранее поддерживавший сестру в её стремлении к монашеской жизни, боясь потерять друга и помощника, просил Жаклин не оставлять его. Однако она осталась непреклонна.
Значение «Писем»
«Письма к провинциалу» имели мгновенный успех. В первую очередь благодаря их форме, в которой напыщенная и утомительная риторика впервые сменили разнообразие, краткость и точность стиля. Как признал основатель французской литературной критики Николя Боало, они стали началом современной французской прозы. Отчасти их популярность в протестантских и скептически настроенных кругах базируется на силе их атаки на иезуитов. В Англии «Письма» получили наибольшее распространение, когда римский католицизм представлял угрозу для англиканской церкви. Тем не менее, они помогли католицизму стать сильнее – в 1678 г. Папа Иннокентий XI сам осудил половину утверждений, ранее осужденных Паскалем.
Таким образом, «Письма к провинциалу» сыграли решающую роль в содействии возвращению к внутренней религии и помогли обеспечить конечный триумф идей, изложенных в трактате Антуана Арно De la fréquente communion (1643), в котором он протестовал против идеи о том, что развратник может искупить продолжение греха частым причащением без покаяния – тезис, остававшийся почти неоспоримым, пока французская церковь не ощутила последствия отзыва в 1685 г. Нантского эдикта (который предоставил свободу вероисповедания французским протестантам). Если иезуиты представляли контрреформацию преимущественно своей ортодоксальностью и послушанием церковной власти, в «Провинциальных письмах» предлагался более духовный подход и подчеркивался союз души с мистическим телом христа через милосердие.
Ссылки
- Ши, В. (2003) Разработка экспериментов и азартных игр: нетрадиционная наука Блеза Паскаля. Публикации по истории науки.
- Гербис, Н. Паскаль занимается физикой и метафизикой: какими были знаменитые изобретения Блеза Паскаля? Взято с сайта science.howstuffworks.com.
- 10 главных вкладов Блеза Паскаля. (2017) Взято с сайта learnodo-newtonic.com
- Fairman, G (1996) Принцип Паскаля и гидравлика. Взято с grc.nasa.gov.
- Вуд, Д. Применение принципа Паскаля. Извлечено с сайта study.com.
- Росс, Дж. (2004) Наследие Паскаля. Получено с ncbi.nlm.nih.gov.
- Knill, O (2009) Теория вероятностей и случайные процессы с приложениями. Зарубежная пресса. Извлечено из math.harvard.edu.
- Coolman, R (2015) Свойства треугольника Паскаля. Извлечено с livescience.com
- Фрайбергер, П. и Свейн М. Паскалин. Взято с сайта britannica.com.
Изменения в мировоззрении
В ноябре 1654 года Паскаль пишет свой известный «Мемориал». Как он сам объяснял, во сне на него снизошло озарение и сам текст был придуман не им. Этот текст он хранил возле себя до самой смерти. «Мемориал» кардинально изменил всю его жизнь. Учёный полностью прекратил свои научные исследования, нашёл духовного наставника и переехал из Парижа в провинциальный Пор-Рояль.
Там он начинает писать свои труды по янсенизму. Несмотря на аскетический образ жизни, его здоровье становится намного лучше — так что Паскаль смог даже совершить паломничество по французским церквям. Он пишет учебник по элементарной геометрии для школ, поддерживающих янсенизм.
В 1656-1657 Паскаль публикует свои «Письма к провинциалу» — полемические записки о разнице между взглядами янсенитов и иезуитов.
Хотя Паскаль и сказал, что отказался от науки, но он всё же написал ещё один труд — о циклоиде, над которым начал работу ещё Мерссен.
В 1657-1658 годах Паскаль публикует ещё одну свои литературную и философскую работу — «Мысли о религии и других предметах», в которой критикует атеизм и выступает на защиту веры.